Они вернулись обратно на базу и Лотта вывела из ангара аэр.
— Вот, садись в пилотское кресло.
Глеб сел. Повозился, устраиваясь. Ему было неуютно среди обилия кнопок, датчиков и экранов. Единственное, что внушало доверие – руль, как на современных ему легких самолетах. Потрогал рукояти, примериваясь. Лотта доброжелательно наблюдала за ним, не мешая. Вопросительно глянул на своего куратора.
— Вон та копка с пиктограммой ключа – зажигание. С ней ты, наверное, уже знаком. Для общественных машин кнопка с рисунком ключа. Для семейных – настоящий ключ, которым могут пользоваться несколько человек. Для личных – сканер отпечатков пальцев. Заводи.
Глеб вдавил кнопку. Она подалась с заметным усилием.
— Это для предотвращения случайного пуска. Теперь смотри на экран, тебе предлагают выбрать автопилот или ручное управление. На автопилоте уже летал, выбирай ручное. Хорошо. Теперь вон тот ползунок, сбоку от которого стрелочки вниз и вверх плавно вправо до середины, до ощутимого застревания, это антиграв. Сейчас у аэра нулевой вес. Если двинешь вправо дальше – вес будет отрицательным, аэр начнет подниматься. Если левее середины – вес будет облегченным, там риски, это десятки процентов. Сдвигай вправо на уменьшение, поднимись метров на двести и верни на ноль.
Глеб, внимательно слушая, проделывал необходимое. Повинуясь его командам, аппарат завис над землей. Его стало медленно сносить ветром.
— Вон та клавиша с глобусом – экран навигации. Включай.
Справа от пилотского кресла, ближе к штурманскому, вспыхнул продолговатый экран. На нем возникли контуры континентов. В районе Кавказа светилась зеленая точка. Под экраном в два ряда располагалась клавиатура.
— Управление сенсорное. Просто води пальцами по экрану. – Лотта показала как именно. Глеб кивнул:
— Знакомо. – Он приблизил Евразию, сориентировался на Кавказские горы, нашел зеленую точку. Лотта с удовольствием наблюдала, как его движения становятся все более уверенными. Глеб укрупнил изображение на экране настолько, что карта стала практически планом местности и точка превратилась в черточку. Глянул вперед сквозь прозрачное стекло кабины, сравнивая изображение навигатора и видимый рельеф. Потом руки его легли на руль. Лотта поощряющее кивнула:
— Давай. Плавно, без рывков, принцип одновременно как на аэроцикле, ты с ним уже знаком, и на легковом автомобиле. Направление задаешь рулем, скорость – педалями. Там их две, газ и тормоз. Ничего нового.
Глеб покачал руль в разные стороны, приглядываясь, как реагирует аэр, чуть потянул на себя и надавил на правую педаль. Аппарат заскользил вперед, набирая высоту. Правый поворот. Левый. Скольжение вниз. Движения Глеба становились все уверенней и резче, он проверял границы, дозволяемого машиной. Заставил аэр повиснуть неподвижно и повернулся к Лотте:
— Два вопроса. На резких поворотах как будто что-то притормаживает. Это нормально?
— Абсолютно.
— Ага. И что будет, если я не справлюсь с управлением? В штопор сорвусь, допустим. Не думаю, что у меня хватит соображения, как оттуда выйти.
— Не сорвешься. В управление встроена блокировка опасного режима. Поэтому и притормаживает, а то мы как бы уже внизу на камнях отдыхали. Снять, конечно, можно. Ну-ка, поменяемся местами.
Лотта поднялась, вшагнула назад, в пространство между двумя креслами, подождала, пока пересядет Глеб и опустилась на его место. Запустила ладонь под рулевую колонку и там что-то звонко щелкнуло. Во весь навигационный экран вспыхнула алая надпись: «Отключаем модуль безопасности» и ниже две активные кнопки «Да» и «Нет». Прикоснулась к надписи «Да». Выскочила новая: «Прекратить отключение модуля безопасности?». Лотта ответила «Нет», и на третий вопрос: «Вы уверены, что хотите отключить модуль безопасности?» ответила «Да».
— Вопросы разные задает в произвольном порядке для исключения случайного срабатывания. Тройная защита: переключатель в неудобном месте, вопросы подтверждения и еще и процедура опознания.
Надпись на экране попросила код доступа. Лотта ввела длинную последовательность цифр и букв.
— Это мой личный шифр. Выдается после сдачи экзамена. Подразумевается, что передавать его никому не положено.
Отрывистое нажатие на клавишу ввода и аэр норовисто клюнул носом, намереваясь неуправляемо закувыркаться. Лотта перехватила управление.
— Пристегнись, полетаем. Такое могу себе позволить только вдалеке от летных трасс.
И ускорение вдавило Глеба в кресло.
Лотта выкручивала бочки, иммельманы и другие фигуры, забираясь все выше и выше. Земля и небо волчками вращались в глазах Глеба, заставляя его надежно терять ориентировку в пространстве. Немного привыкнув, он стал обращать внимание на динамику полета. Прикинул скорость, радиусы поворотов и задумался: полет больше всего напоминал легкое порхание бабочки. Обратил на это внимание Лотты. Она хмыкнула:
— Так антигравы же. – И отключила их. Двигатели взвыли от нагрузки, аэр рывком провалился вниз и стал падать, неконтролируемо переваливаясь по диагонали.
— Мы слишком высоко, атмосфера не держит, — Лотта снова включила антиграв и Глеб облегченно выдохнул.
— Может, теперь сам попробуешь?
Они снова поменялись местами. Аэр в руках Глеба рыскал в вертикальной плоскости, ему никак не удавалось держать горизонталь. Они постепенно снижались, уже стали отчетливо различимы скалы горных пиков. Лотта одним нажатием кнопки снова включила модуль безопасности и велела садиться на базу. Глеб покрутил аппарат воздухе, оглядываясь, но оранжевой посадочной площадки не было видно. Потянулся к навигационному экрану.
— Как определить месторасположение базы? Что вводить?
— Просто гора Треугольник, там уже увидишь.
Красная метка обнаружилась в десятке километров к югу. Глеб привел аэр к базе, аккуратно посадил на крышу и только там, расслабленно откинувшись в пилотском кресле, понял, что у него мелко подрагивают руки.
— На сегодня все, хватит, — дрожь заметила Лотта, — приводи себя в порядок, надевай костюм, без галстука, мы летим получать хлеб и зрелища.