День Нины начался суматошно – запланированная на утро сверка описей всё время откладывалась, то в хранилище надо спуститься за предметом, то в выставочный зал подняться с группой.
Работая в государственном историко-архитектурном музее, в отделе фондов, хранителем коллекции «ДПИ», Нина бралась и за проведение экскурсий в свободное от основной работы время – всё-таки прибавка к зарплате.
ДПИ. Это значит – декоративно-прикладное искусство. Глиняная игрушка, резьба по кости, резьба по дереву, фарфоровые фигурки, фигурки из стеклопластика, роспись по дереву и по глине, изразцы, роспись и резьба по камню и так далее – большинство предметов мелкие, но их очень много – почти двадцать тысяч основного фонда плюс новодел в НВФ* и ФДМ** (ещё полстолька).
Четверть коллекции основного фонда – весьма ценные подлинники, сделанные на Старой Земле, остальное — авторские работы, в основном современные, в большинстве бледная копия земных оригиналов.
Нагрузка на одного хранителя просто огромная! И если бы не киборги – справиться с таким объёмом было бы нереально.
Всего в музее около двухсот сорока тысяч предметов основного фонда, около ста тысяч – НВФ и ФДМ вместе. Девять крупных коллекций – кроме «ДПИ», ещё «Дерево», «Металл», «Документы», «Ткани», «Бонистика», «Нумизматика», «Кость», «Кожа». И семь коллекций поменьше – «Графика», «Живопись», «Керамика», «Фарфор», «Стекло», «Оружие» и «Разное».
***
День начался не по плану, и продолжается не так. Сначала экскурсия, и надо сначала вспомнить, что можно и нужно говорить туристам, а что не следует, и лишь бы не понесло в любимую тему – в этом случае экскурсия продлится не сорок минут, а два часа. А потом… сегодня же её день рождения! – и хотелось бы закончить вовремя.
Хорошо хоть, что пришли без опозданий – шесть человек и киборг. Всё равно оплата как за десять человек – за час работы экскурсовода плюс входная плата в залы.
Заказана обзорная с подъёмом на смотровую площадку главного корпуса и с заходом в залы с выставками как раз в той башне, где работает Нина – уже хорошо, не надо бегать по всему музейному комплексу – и, встретив группу у главного корпуса музея, Нина начала говорить:
— День добрый! Экскурсию для вас проведу я, Сомова Нина Павловна…
Вообще-то фондовики экскурсий не проводят – даже в плане не поставлено ничего, зато есть доплата за выполнение не входящей в обязанности работы. Не её вина, что экскурсовод сломала ногу — так съездила к подруге на другой материк, и теперь в гипсе лежит дома.
— …музей существует уже двадцать пять лет, отмечали юбилей в марте…
Текст написан и выучен – язык говорит одно, а мысли витают где-то в стороне.
— …комплекс музейных зданий – точная копия средневекового замка со Старой Земли со всеми башнями, стенами, галереями и лестницами, и массивным центральным зданием с огромными витражными окнами на первых этажах. Построен замок на высоком насыпном холме, окружен рвом и имеет три моста через ров, которые дважды в день – утром и вечером – опускаются и поднимаются. Потому музей и носит гордое название – историко-архитектурный…
День рождения на работе! – всё-таки выпросила полдня, после обеда можно будет уйти. Отмечать не хочется совершенно, но обещалась Ира прилететь, сказала, что будет не одна. Вот интересно – с кем? В свои сорок семь она дважды побывала замужем, сейчас в очередном разводе, дети – две дочери — взрослые и живут отдельно. В любом случае к её приезду надо быть дома.
А на работе отмечать? Зачем? Да и с кем? У всех группы, конец лета, и экскурсий каждый день немерено…
-…в основе нашего музея коллекция знатока старины, профессора Воронова Капитона Павловича, он завещал её внуку с тем, чтобы он выстроил для его собрания отдельное здание и продолжал его дело. Внук не стал музейщиком, его более привлекал космос и новые планеты. Одно другому не помешало, на первой же открытой им планете Сергей Петрович выбрал небольшой посёлок на берегу реки в десяти километрах от озера, из которого она вытекает…
С кем же Ира приедет? Надо прикупить ещё овощей, вдруг её спутник тоже вегетарианец. Ира считает, что у нее диабет – ну какой может быть диабет при таком уровне медицины, как сейчас? – но ей сказал врач, и она поверила. Теперь сидит на диете, пытается похудеть хотя бы до девяноста килограмм.
-…таким образом основатель нашего города Сергей Петрович Воронов решил выделить его из множества появившихся поселений на планете, отдав на строительство музейного комплекса практически всю свою премию первооткрывателя планеты – потому городок, разросшийся вокруг замка-музея, так и назвали. Воронов. А теперь пройдём далее…
А вот с киборгами чаю попить вполне можно. Они хоть и машины, а сладкое любят и от пирогов никогда не отказывались. Надо будет после экскурсии купить им тортик и чаю хорошего, крупнолистового. Вот и будет праздник на работе с сотрудниками!
-…внутри и снаружи – точная копия замка. Но из современных материалов и с современной системой отопления, освещения, пожарной безопасности, видеонаблюдения и постами охраны. Все подвалы, залы, башни, окна с витражами, галереи, стены и переходы сделаны в точности по сканам и снимкам подлинного замка. На первом этаже центрального корпуса два кафе для посетителей, одно из них – детское, и небольшая столовая для своих сотрудников, в ней же кормят приезжих командировочных и их киборгов. На первом этаже юго-восточной башни, ближайшей к главным воротам, небольшая гостиница, опять же – в основном для приезжающих в командировки научных сотрудников из других музеев. И комната с ячейками для их киборгов. Идём дольше…
Ниже пола и фактически внутри насыпного холма – четырёхуровневое хранилище, по периметру — коридорного типа с отдельными запирающимися тёмными комнатами, а в центре залы для хранения скульптур и крупногабаритных предметов.
На самом нижнем уровне коллекция «Оружие» — около двух сотен предметов, от сабли до плазмомёта, у холодного оружия подпилены основания клинков, у огнестрельного аналогичные повреждения, сделанные специально – если оружие и будет украдено, то пользоваться им никто не сможет. Там же два десятка модулей с киборгами – боевые программы у них удалены или заблокированы.
Предыдущий директор решил, что киборг – как и любая другая вещь – вполне может быть экспонатом, и разрешил покупку списанной техники. Нынешний директор с этим согласился.
И вот этого туристам знать не следует.
-…возможно, киборгов даже очень много, более полусотни, но это вынужденная необходимость, и она оправдана. Лестницы, галереи на стенах, переходы и коридоры занимают гораздо больше площади, чем выставочные залы. К тому же у нас посетителям разрешено приводить с собой киборгов. Так что наша охрана усилена DEX’ами со специальной программой охраны…
Ага, усилена! Завхоз киборгов покупает самых дешёвых, на распродажах, потом куча денег тратится на откорм и ремонт – но зато они и работают исправно, и не глючат, соображают, что лучше, чем в музее, им больше нигде не будет. А могут ли они соображать? – наверно, всё-таки могут. Некоторые. Например, Вася явно может думать. Только знать об этом посторонним не следует.
-…под коллекцию ДПИ отдана северо-западная башня целиком…
Так и есть — на первых двух этажах лифт в хранилище, комната-сейф, кабинет хранителя с двумя терминалами, комната для отдыха киборгов (вместо стандартных ячеек две двухъярусные кровати, два шкафа для одежды, два стула, стол и две тумбочки) и небольшой санузел со стиралкой.
-…в залах третьего и четвертого этажей – выставки. В башне мастерская с печью для обжига мелкой керамики и комната для проведения мастер-классов по лепке. Работающий там реставратор Инна Сергеевна иногда обучает лепке и киборгов. А теперь, можете подняться на смотровую площадку, я подожду внизу…
***
Ну вот, группа ушла на смотровую площадку на башне главного корпуса, это минут двадцать как минимум — можно немного передохнуть.
Нина вышла на крыльцо и подозвала оставшегося в коридоре DEX’а:
— Вася, сходи в столовую за тортом, и пачку чая возьми, конфет каких-нибудь. У меня всё-таки день рождения сегодня. И… чего-нибудь ещё возьми, скажи, что я заплачу после обеда. Или завтра зайду.
— Хорошо, сейчас схожу – и ушёл.
Вот с ребятами и можно немного отметить – два парня DEX’а и две девушки Mary. Только у неё четыре киборга – у других хранителей не более двух, причем в основном Mary лаборанты.
Нина предпочитала работать с киборгами, они надежнее, чем лаборанты пенсионерки, сериалов не смотрят и не болтают по видеофону.
Вася с тортом и конфетами вернулся раньше, чем спустилась группа. И сразу отчитался:
— Торт купил фруктово-шоколадный, полтора кило, чай цейлонский черный, конфеты карамель фруктовая три кило, шоколад тёмный с орехами пять плиток, пять банок варёной сгущенки и печенья кило.
— Хорошо. Неси в кабинет, пусть Лиза нальёт и включит чайник, я закончу и приду. И вернись ко мне.
Вася – DEX с Bond’овской программой имитации личности, сопровождает Нину на мероприятиях и охраняет выданные предметы во время монтажа выставок. Второй DEX – Петя – охраняет кабинет.
Вообще-то по музейной нумерации их номера Восемнадцатый и Пятнадцатый. Но это слишком длинно, и Нина сократила их клички до нормальных имен.
А девочки – два киборга линейки Mary женской модификации, Лида и Лиза.
***
Приедет Ира с гостем, значит, отмечать придётся. Нина набрала номер Марины:
— Приходи вечером, часов в семь, посидим…
— Спасибо, конечно, но некогда. Дома дел куча, с детьми знаешь, как сложно… — у Марины трое детей и муж, работающий в музее электриком, — …и мама звонила…
— Ну ладно.
Мама Марины – это серьёзно. Опекает дочь, как маленькую, хотя той уже тридцать восемь.
После этого позвонила Олесе – и с тем же результатом, у неё еще две группы с экскурсиями, и муж-дальнобойщик вот-вот вернётся из рейса. Олесе тридцать шесть, брюнетка чуть выше полутора метров ростом.
Ну и ладно. Сейчас отметим с киборгами, а дома с Ирой и её другом. Или с подругой.
Конечно, приглашала и Фому, звонила пару дней назад – но он на двух работах работает, и вряд ли у него будет время зайти, по видео он уже поздравил – из спортзала – так что вечером, скорее всего, не придёт.
Сорок пять лет! – какой кошмар! А в конце августа – кошмар особенный! Потому как работы столько, что не до праздников совершенно!
Конец летнего туристического сезона, план по посещаемости музеем не выполнен, за лето посетителей было меньше, чем ожидалось.
Но почему-то именно в самом конце августа многие вдруг стали вспоминать, что скоро в школу, а дети в музее не были — столичные едут по провинциальным музеям, провинциалы — в столицу.
И надо успеть заработать и выполнить план.
***
Группа, наконец, спустилась, выставки в двух залах посмотрели за пятнадцать минут – быстренько сголографировали на киборга всё, что заинтересовало, и ушли. И вопросов задавать не стали.
Уже хорошо. Всё-таки фондовик – не экскурсовод, знает многое, но в основном по своим коллекциям.
Нина пришла в кабинет – а там уже чайник согрет, чашки расставлены, торт на пять частей разрезан, конфеты поделены поровну и шоколадки распечатаны.
Киборги вскочили:
— Приказ выполнен!
— Молодцы! – а чего ещё говорить? Сама же велела торт купить, они и постарались – Лизонька, наливай чай. И куски торта положи на тарелочки. Молодец! Садитесь, места хватит.
Хорошо посидели. Вася с хорошей ИЛ-кой выглядит нормальным парнем, не скажешь, что машина.
И Нина ещё раз тихо порадовалась, что уговорила музейного программиста поставить эту ИЛ-ку – приезжал реставратор керамики из НИИ реставрации с Новой Москвы, и было объявлено, что он терпеть не может киборгов. А семинар записать было необходимо – и семинар был записан на киборга, изображавшего студента-стажера из местного пединститута.
Петя помрачнее, тёмно-русый, ИЛ-ка стандартная, при посторонних – машина, со своими ведёт себя более вольно.
Лида – чисто машина, привезена из фирменного магазина DEX-компани, ей почти пять лет, занимается уборкой помещений.
Лиза – лаборант, ей лет десять, завхоз купил на какой-то распродаже совсем дёшево и в ужасном состоянии.
После чаепития Нина всё-таки собралась домой, скоро гости явятся, надо хоть пирогов купить в кулинарии.
Но своим киборгам немного продлила праздник:
— Можно посмотреть мультфильмы, разрешаю полтора часа, какие смотреть, выберите сами. До завтра.
— Приказ принят. До завтра.
Сдала хранилище на сигнализацию и пошла на стоянку таксофлайеров.
Примечание:
*НВФ – Научно-вспомогательный фонд – фонд предметов, состоящий в основном из новодела, для проведения интерактивных программ в музее, показа на лекциях. Или фонд подлинников, не являющихся ценными в конкретном музее.
**ФДМ – Фонд дидактических материалов – также в основном новодел, есть и подлинники, не представляющие музейной ценности, используется также для интерактивных программ.