Утра на Уровнях нет, но демоны обходятся без него. И очень не любят просыпаться раньше. А тем более от присутствия посторонних в своей пещере. И уж конечно, от бесцеремонного тычка в бок и кандалов на руках.

— Глава рода Долински? Вас желает видеть милорд.

— Долински. Старинный род… — Низкий голос вмораживал в лед заживо. — Старинный род, который превыше всего заботится о чести семьи. Так?

— Милорд, если это из-за Яна, то…

— Молчать. — Владыка и не подумал повысить голос, но замолк даже шар, что-то нашептывавший Дензилу.

Из всех шумов в комнате остался лишь звук настенных часов.

— Итак, честь семьи. Посмотрим, как вы ее уберегли.

Щелчок, и на Долински накатывает странное, никогда не испытанное ранее ощущение, которое даже классифицировать сложно.

— Невидимость, — холодно упало тяжелое слово. — Всего лишь невидимость. Пока. — И в сторону еще кого-то, кто находится в помещении: — Дензил, в шаре имеются координаты представителей шестисот уважаемых родов. Призови пять любых по твоему выбору. И дай им задание охарактеризовать род Долински.

—…Долински? Эти выскочки? Которые набрали силу, только укладывая на алтарь младших сыновей? Воля ваша, Дензил, но традиция гадкая по любым меркам.

— …Не желаю ничего говорить об этих людоедах! Ко мне за пещерами могут не обращаться!

— …Долински… Увы, Дензил, не могу сказать, что выбор удачен. Последние два поколения этого рода отличаются, как бы это сказать… невезучестью. Пока не фатальной, но их традиции — вы же в курсе? — начинают сказываться. Магия мстит за извращения подобного рода, и то, что Долински убивают своих, а не чужих, эту месть лишь отсрочило…

— …Позор предков. Большего они не стоят.

— …О, Долински! Интересно, что они будут делать теперь, когда их драгоценный фамилиарчик пошел по рукам? Между нами, Дензил, хотелось бы видеть лица этой семейки, когда весть о младшеньком до них дойдет… ну, вы понимаете, на что я намекаю.

Шар замолкает.

И снова тяжелый взгляд.

— Итак, подведем итоги. Уважаемый род опозорил себя жертвоприношениями собственных детей. Уважаемый род теряет магию. Уважаемый род вступает в сношения с преступниками поверхности и убийцами-изгнанниками, снабжая их оружием для покушения на мою семью.

Настал момент для объяснений.

Аристократом недостаточно родиться. Аристократ — это тот, кто не теряет достоинства ни в какой ситуации. Даже если падает потолок. Даже если приходится голодать неделями, потому что родовую пещеру с грибами обворовал разбойничий клан Гры, вынеся все до последнего. Даже перед лицом смерти.

И Долински-старший верил, что он, как истинный аристократ, сумеет хранить гордое величие в любом положении.

Но попробуй сохрани гордость в тот момент, когда тебя буквально растаптывает этот… Владыка.

Не повышая голоса, не сделав ни одного резкого движения, Его Величество методично уничтожал главу рода, ледяным голосом характеризуя его репутацию (которой не завидуют даже малоуважаемые трансформеры), умение выбрать партнеров для сотрудничества (и сотрудничество с убийцей вне закона это «умение» наглядно продемонстрировало), способы воспитания молодого поколения (какое может быть достоинство и чувство долга у юношей, когда они с детства впитали людоедские традиции уничтожения одного из братьев?) и, самое главное, будущее клана. Невеселое будущее.

Долински-старший молчал.

Он многое мог сказать. Что обычай приносить в жертву кого-то из сыновей появился после того, как их Уровень оказался на грани уничтожения. Что это традиция рода, которой истинные аристократы не должны пренебрегать. Что это в конце концов его род и его дети, и присягу этому самозваному Владыке он не давал.

Но смысл?

Владыка здесь этот… самозванец. Выскочка. Светлый. Что он поймет?..

— Допустим, вы всего лишь следовали традиции предков, — словно услышал его мысли Владыка. — Но вы глава рода! Вы обязаны думать прежде всего не о прошлом — о будущем. Кто из ваших детей способен поддержать достоинство Долински? Ваши старшие или Ян, который уже успел проявить свои недюжинные таланты?

Это было совсем уж нестерпимо.

— Таланты? Я смотрю, уже все наслышаны про его таланты! — выплюнул Долински. — Мало ему было позора семьи? Теперь еще и это!

«По рукам пошел… — снова отдались в ушах ядовитые слова. — Их драгоценный фамилиарчик пошел по рукам…»

— Что, так понравился? — в ярости прошипел он в лицо самозваного Владыки. И вдруг затих, остро ощущая, что сказал что-то непоправимое… непростительное.

Потому что серо-зеленые глаза, еще секунду назад просто замораживали, теперь стали… стали… Они стали точно порталы во тьму, в иной мир… в смерть.

Пол под ногами задрожал, но Долински это едва ли заметил. Лопнул и осыпался стеклянной пылью осветительный кристалл, темной тенью отодвинулся в сторону Дензил. Все было неважно, неважно. Были только эти потемневшие глаза и собственный ужас.

— Ты хочешь, чтобы за тебя умирали другие. Ты уверен, что имеешь на это право. И ты предпочитаешь не считать их за людей — лишь бы не считать себя виноватым. Ты ошибаешься…

Этот алтарь он узнал бы среди тысячи других. В детстве, пока после него не родилось еще два ребенка, второй сын рода Долински считался тем самым младшим и не раз видел этот проклятый камень в кошмарных снах.

— Каждая ритуальная вещь обладает своей памятью, — проговорил низкий, невыносимо презрительный голос. — Здесь ее много, памяти. Положите ладонь на камень, господин Долински. Послушайте…

— Я не хочу умирать… я… ну за что? — взмолился чей-то отчаянный голос. — Почему — я? Я же всегда старался слушаться!

— Пусть. Раз они так хотят — пусть. — В новом голосе мешаются безнадежность и обида. — Там не будет хуже.

— Как больно…

— Я должен, — старается убедить себя еще один голос, совсем тихий. — Это для чести рода. Я должен. Как страшно…

— Они правда будут мной гордиться?

— А я так хотел собаку… хоть увидеть.

Они кружат и кружат вокруг, они жалуются, волнуются, стараются быть смелыми, не уронить чести… Они ранят — голоса тех, кто умер на этом алтаре годы назад, десятилетия назад… века. Такие живые.

В тот день Долински понял, почему их традицию называют людоедской.

«В связи с участившимися попытками проникнуть в Демонград объявлена правительственная программа познавательных экскурсий. Желающим получить право на ознакомительную поездку следует оставить заявку на сайте «Сотрудничество» и отработать три дня на строительстве станций».

«Потрясающая новость из мира науки и культуры! Один из старейших и популярнейших в мире университетов объявил о приеме на учебу ЛВК, то есть лиц волшебной крови — напомним, именно так по требованиям политкорректности теперь именуются те, кого раньше называли ведьмами и демонами. Итак, этой осенью в стенах Йельского университета появятся первые студенты совершенно новой расы. Интервью с ректором университета после рекламы. Не переключайтесь».

И еще одна новость!

«Канал «Теле-Сити» объявляет о начале нового супершоу «Обмен»! Десять семей поселятся в спецпоселке и обменяются детьми! Пять семей — добровольцы из людей, а другие пять… затаили дыхание… ЛИЦА ВОЛШЕБНОЙ КРОВИ! Зрители нашего канала получат уникальную возможность наблюдать за воспитанием «подменышей» и делать ставки на зарождающиеся отношения. Как поладят с волшебными детишками приемные родители? Какие методы влияния на подрастающее поколение есть у волшебников? Делайте ставки, господа!..»

Лина выключила телевизор и задумчиво улыбнулась.

Что ж… Мир стремительно менялся. Волшебство быстро и прочно вошло в жизнь миллиардов людей, чтобы остаться там надолго. Перестали маскироваться истинные сивиллы и гадатели, постепенно раскрывали свои таланты чародеи, демоны, Стражи.

Косметические клиники платили любые деньги, чтобы пригласить на работу морфов. На их «экстракты» очередь выстроилась на годы вперед.

Маги четырех кланов поручились за один из демонских родов, вывели их на поверхность и организовали суперэкстренную службу телепортации. Скорость, надежность и эксклюзивность услуги мигом оценили, и уже через неделю маги стали подыскивать еще один демонский род, понадежней и покрупней.

Светлые маги с разрешения Красного Креста организовали международную «Скорую помощь».

Сильфы получили указание от милорда Вадима и создали пробную Службу заказов погоды… Американцы очень заинтересовались возможностью прожить хоть один год без ураганов и торнадо и высказали настойчивую просьбу опробовать работу данной Службы у них.

«Зеленые» побратались с лешими и теперь носились с наполеоновскими планами вырастить в сжатые сроки леса и рощи во всех возможных и невозможных местах вплоть до подножия Эйфелевой башни.

И самое важное: все эти «организации» проявляли полную беспристрастность в вопросах государственной и национальной принадлежности клиентов, потихонечку, исподволь приучая людей в тому, что все прежде всего являются жителями мира Земля, а страны и национальности не столь существенны.

Конечно, все не могло быть полностью безоблачно.

Демоны есть демоны. Люди есть люди. Идеализировать их глупо.

В Рязани снова пропали один за другим семеро молодых мужчин — местные русалки в очередной раз двинулись крышей на почве поиска счастья в личной жизни.

В Мексике демоны, подогретые мшистым пивом с Уровней и тутошней текилой, сцепились с компанией местных парней, чудом обошлось без трупов, но фотографии и видео драки (черт бы подрал журналистов!) обошли всю Сеть.

Во Франции ученицы элитного пансиона, вне себя от вести, что демоны и вампиры все-таки существуют, устроили целую серию призывающих обрядов на тему «Испей меня, я твоя, любимый», адресованных вампирам. Дозвались, на свое несчастье. Двенадцать покойниц, три случая комы.

В Нью-Йорке компания золотой молодежи во время вечеринки убила однокурсницу и попыталась свалить это на жертвоприношение злобных колдунов или демонов.

В Китае после очередного землетрясения рассвирепевшая толпа забила до смерти «ведьму», которая, как они посчитали, вызвала это землетрясение. Женщина чародейкой не была, но погиб и настоящий маг, попытавшийся остановить толпу.

В Лос-Анджелесе клиент, вызвавший телепортиста, забыл, зачем его вызвал, и брызнул в него новым наркотиком, газообразным. Маг мгновенно «прибалдел» и стал отбиваться от галлюцинаций, что повлекло разрушение дома и как результат — пятнадцать пострадавших…

Очередной приподнявшийся за счет наркотиков мистер «я хочу» из Афганистана попытался похитить демона — он прослышал о их волшебной крови и возмечтал о личном джинне. Демон едва не погиб, а загородный дом и парочку соседних строений пришлось восстанавливать…

Темный эльф, которого энерговампиры запихали сниматься в кино (внешность у парня была красоты воистину эльфийской), выдержал тринадцать серий и слезно запросился обратно в горы заповедника — ненормальные фанаты успели достать новую звезду до печенок, проникая всюду, куда можно и нельзя, дважды попытавшись похитить его и едва не отравив самодельным приворотным зельем.

Религиозные проповедники, ученые-фанатики, особо ушибленные военные, избалованные юнцы, обычные бандиты — трудностей было много. Аналитики, имиджмейкеры, эмпаты, прорицатели и прочие члены «команды Вадима» давно забыли о спокойном сне и отдыхе, приданные им Стражи плотно сидели на подпитке от истока — собственных сил давно не хватало. Братья Соловьевы (все трое) похудели и давно перестали различать время суток — для них была только работа, работа, работа…

И все-таки, все-таки мир менялся.

Похоже, к лучшему.