Время проходит, вот в чем беда. Прошлое растет, а будущее сокращается. Все меньше шансов что-нибудь сделать — и все обиднее за то, чего не успел.
(с) Харуки Мураками
_________________
Неторопливо дожёвываю в студенческой столовой пирожок с рыбой и запиваю его клюквенным морсом. Бросаю взгляд на электронные часы, висящие над входом – всё в порядке, успею до учебного корпуса дойти, до начала пары ещё одиннадцать минут. Мигнула последняя цифра – что ж, уже десять, но тоже ничего страшного, по-прежнему успеваю. Поднимаюсь, уношу поднос с посудой на мойку, топаю на пары.
Это в Лиаре времени в обрез, только-только успел там в доме освоиться, с костюмом и париком разобраться, буквы алфавита и цифры местные с земными соотнести, напилить дощечек, основные фразы для общения сочинить и под руководством Элиссы написать, как уже просыпаться пора. Ах да, Астер Ломастер мне ещё карту выдал и, не вдаваясь в объяснения, в кабинет ушёл. «Заблудиться проблематично» — произнёс он. Постоянно чем-то своим занят. Лучше буду у его жены спрашивать. Дама она словоохотливая, пока дом показывала, всё про мастерские и про лавку защитного снаряжения говорила, на счет навыков моих уточняла. А я что – ну не механик я никаким боком. Мой уровень: подай – принеси – гвоздь прибей – полочку навесь.
Одну полочку действительно пришлось навесить. Для цветов. Что ни говори, а в доме их – прорва. Каких только нет. Видел мельком одну комнату, где эта зелень вообще всё от пола до потолка заняла. Только темно там было – то ли шторы так плотно задёрнуты, то ли вообще окон нет, лампа тусклая горит и всё.
Кстати, пока по дому с хозяйкой ходили, на стенах небольшой гостиной я портреты видел – она сама, муж, трое сыновей. И в юном возрасте есть полотна, и в возрасте постарше. На всякий случай не стал уточнять, сколько лет Элиссе, вдруг обидится.
А ещё я удивился, что в таком большом доме не увидел никого из слуг. Но кто знает, какие в этом мире порядки, особо не углублялся в историю именно Лиара. Знаю только, что в нём богачи предпочитают селиться, а где богачи – там и слуги должны быть, не самим же им полы в особняках мыть, в конце-то концов. Так же знаю, что в большинстве своём планету населяют люди, но и представители других рас встречаются.
Это хорошо, что люди преобладают. Было бы сложно замаскировать меня без трансформации под условного эльфа, нэкоя или какого-нибудь эолинга. Это же не просто карнавальные острые эльфийские, а тем более кошачьи уши нацепить или птичьи крылья приклеить. Тут всю систему мышечной, нервной, кровеносной и так далее тканей нужно перестраивать. К тому же трансформу нужно постоянно поддерживать, ауру мага маскировать и так далее. А так – человек и человек, и аура, как у новичка, слабовата будет.
Меж тем, одежду на мой размер Элисса быстро нашла. Гардеробная у Ломастеров интересно обустроена: шестерню с ручкой крутишь – и двери раскрываются, шкафчики цилиндрической формы выезжают, вокруг себя начинают вращаться, в каждом сегменте наряд уже комплектом идёт. Выбирай – не хочу. Потом обратно крутишь – уезжают на прежнее место. А с париком для маскировки вообще забавно вышло. Когда я об этом заговорил, Элисса призадумалась, за ухом почесала – и к комоду. Достала ножницы – чик – и укоротила себе волосы сантиметров на десять. Полосу ткани достаёт, из пузырька на неё клейкую массу выдавливает, отрезанные прядки поверх укладывает, прижимает.
«Подсохнет, так к бандане и подошьёшь» — говорит.
А «колёсник», который мне требуется освоить, тоже Элисса показала. В кладовой он стоял без дела. Я вынес его к парадному входу поближе, от пыли протёр. На велосипеде кататься умею, так что и с местной техникой должен справиться, займусь на досуге. Основное отличие, что педали прямо на переднее колесо к оси крепятся.
«Цепь и замок с ключом тоже в кладовой возьмёшь, там несколько, любой бери, будешь к прутьям забора или специальным остовам колёсниковых стоянок прицеплять, чтобы точно не угнали!» — пояснила Элисса Ломастер.
«А часто угоняют?» — сразу же уточнил тогда я.
А вот что точно не успел – так это уточнить у «Варьи», сколько мне вообще в Лиаре куковать. Слишком быстро она из дома Ломастеров выскочила. Фразу-то я её помню, чуть не дословно привести могу: «Перебросы посредством первокристалла рекомендовано совершать не чаще одного раза в месяц, а новичку зелёному и раз в два месяца перемещаться рискованно». Только вопрос – месяц этот мы считаем по времени в Лиаре? Или по Земле?
Сижу, слушаю лекцию, а сам мыслями всё в лиарских делах витаю. Соотношение семь к одному покоя не даёт. На Земле сплю семь часов, а в Лиаре только один час проживаю. Даже если, допустим, буду ложиться пораньше, часов в десять вечера, а просыпаться под самый-самый край, к восьми тридцати, чтобы метеором домчаться на занятия к девяти, всё равно в Лиаре это лишь полтора часа.
Понимаю теперь, почему Варамис носится там, как угорелая. Чуть замешкаешься – время потеряно безвозвратно, события вокруг тебя идут своим чередом, а ты словно «выпадаешь» из них. Но это-то всё вроде понятно, нам-астральщикам всегда с этим приходится мириться. Должно быть что-то ещё, какая-то проблема, не зря же целительница просила меня «включить мозг».
Открываю последний лист тетрадки, расчерчиваю три столбца.
И чуть не подписываю их «дата на Земле», «время на Земле» и «время на Лиаре», но спохватываюсь, ограничиваюсь первыми буквами слов. Вспоминаю, что показывали часы, оставленные леди Варамис на полке в тот раз, когда мы впервые заявились к Ломастерам. Специально ведь подходил и смотрел перед тем, как самому «исчезнуть» из того мира. Двенадцать тридцать. А проснулся я как раз около восьми тридцати, значит можно рассчитать…
Заполняю столбцы цифрами. Сегодняшняя ночь, то есть, ночь с 20 на 21 сентября – это промежуток времени ориентировочно с 17:52 до 19:22 на Лиаре. Тот самый вечер, в течение которого мне уже нужно разносить корреспонденцию. Уже! Значит, как перемещусь – сразу карту к носу и изучать!
Хорошо, допустим, справлюсь с письмами. Следующий промежуток окажется ещё более «поздневечерним», так что дел по дому не будет, смогу засесть за изучение языка. За ним промежуток будет уже за полночь, но спать моему второму телу еще рано, для него-то с учётом перерывов пройдёт суммарно не более… шести часов? Срочно добавляю четвёртый столбец: «Моё субъективное время». Считаю. Убеждаюсь, что ещё две земные ночи подряд спокойно смогу заниматься самообучением в Лиаре, ведь у них всё ещё будет ночь и раннее утро, а вот дальше…
И тут меня самым натуральным образом прошибает холодный пот. На Лиаре начнётся новый трудовой день, а меня будет валить с ног усталость. По моему субъективному времени наступит полночь, рано или поздно я провалюсь в сон без сновидений, а затем – примерно пять земных ночей подряд — буду перемещаться на Лиар, но не смогу там просыпаться! По крайней мере, без посторонней помощи. По сути — буду беспомощней младенца. Без убежища, которое обеспечила мне Варамис, вся эта история с перемещениями в Лиар – один сплошной риск!
Понимаю, что лекция давно уже пролетает мимо ушей. Замечаю, что вовсю чёркаю на полях тетради, зря только пасту перевожу, да и сосед поглядывает с удивлением и интересом. Молча отмахиваюсь рукой, откладываю тетрадь. В объяснения пускаться? Вот ещё! А листок потом вырву и сожгу.
И «доброжелателей» сдам с потрохами, а то я ещё подумывал, раскрывать их имена Варамис или всё же нет! Можно бы столбец «время в Нодзомире» высчитать, но это – только расстраиваться. Сколько всего я бы успел изучить в Академии, но сейчас так глупо нарабатываю прогулы! По злому умыслу или по случайности, теперь я не просто отстал в обучении, но и погибнуть мог без смысла и толка. А вот того, кто сбил меня с ног в первые минуты моего пребывания на Лиаре, теперь даже не знаю, ругать или благодарить.
______________
Вечер! Наконец-то вечер! Тетради-учебники на завтрашний земной день давно собраны, оставляю форточку приоткрытой, задергиваю шторы, выключаю свет. Из кухни доносится фоновое бормотание радио, пусть себе доносится. Ныряю под одеяло, нащупываю спрятанную меж двумя матрацами астральную повязку. Вперёд и с песней! Ну, или без песни.
Откуда исчезал, там и материализовался — в комнате, отведённой мне Ломастерами. Надо бы попросить себе карманные часы, а то только по местному светилу и ориентируюсь – исчезал – отсвет на стене видел, а сейчас тот на дверь сместился. Проверяю, всё ли на месте, в особенности – устройство связи от Варамис. Конверты, полученные от Астера, лежат на кровати, где их и оставил. Герметичная коробочка с пропитанной чернилами тканью и «книжка курьера» лежат там же. Карту города вижу на столе, рядом с моими заметками, подхожу, рассматриваю. Объекты прорисованы схематично, но узнаваемо.
Дом Ломастеров я почти сразу нашёл, его очень похоже нарисовали. Уж не знаю, чем руководствовался Астер, установив по боковым стенам дома колонны, похожие на подзорные трубы – цилиндрические такие, с широким сегментом внизу и более узкими выше. Как раз по четыре «трубы» с каждого бока. А по цоколю так и вовсе, вместо декоративного камня, плотно цепляющиеся друг за друга толстые металлические пластины в треть моего роста поставил. И ладно, что-то наподобие ветряной мельницы на крыше я ещё могу понять, может, эта штука энергию дополнительно вырабатывает, но толстенные пластины – какая-то бесполезная растрата металла.
Но – я отвлёкся, а время дорого. Карта.
Действительно, негде особо путаться, строили, как говорится, «по уму» — будто по шахматным клеткам. Улицы проложены ровно, по прямой, только в районе реки и парковых зон встречаются изгибы. Внутри каждого сравнительно небольшого квадратика-квартала бывают проулки, по которым можно проходить на срез, даже встречаются внутренние дворики с зелеными насаждениями. Замечаю отдельные дома, которые занимают квадрат целиком. А в промышленной зоне, если я правильно понял, есть надземные переходы и переезды над основными дорогами, соединяющие «квадратики», относящиеся к одному производству. С этих переходов-переездов наверняка удобно загружать подъезжающий снизу транспорт.
Осталось разобраться с нумерацией, пробегаю глазами свои заметки, освежая в памяти написанное, выискиваю знакомые символы на карте… Ух ты! Да у них же нумерация по сетке координат получается! Центр – вот он, явно какая-то площадь. Есть улицы, идущие на север, юг, запад и восток, со своими названиями. Квартал любого нужного дома определяется в областях северо-восток, северо-запад, юго-восток и юго-запад. Номер пишется через тире как координата, а если в квартале несколько строений, то каждому присваивается буква, самому большому – первая в алфавите, второму по величине – вторая и так далее.
Начинаю сопоставлять с надписями на конвертах, убеждаюсь в том, что догадки мои верны, нужно только уточнить, пешим ли ходом буду до нужных мест добираться. Забираю сумку с табличками, в неё же укладываю конверты, коробку-чернильницу, курьерскую книжку и карту. Выхожу в коридор, иду к лестнице, по пути стучусь в кабинет мастера, но не слышу отклика. Подёргал ручку, чтобы удостовериться окончательно, отхожу к ступенькам. В данный момент они никуда не едут, видимо, ожидают доработки. Спускаюсь, вижу Элиссу в коридоре, подхожу к ней, спрашиваю о карманных часах. Женщина со вздохом отдаёт свои.
— Только аккуратнее с ними, потом на замену найдём что-нибудь попроще.
— Конечно! Спасибо Вам!
Кладу часы в карман, переключаю кристалл-автопереводчик в односторонний режим, подхватываю колёсник, выволакиваю его на крыльцо.
А вот и мастер Ломастер, возится у бегового колеса возле собачьей будки. Пёсель рядом увивается, но тут же отвлекается на меня и, подняв хвост, трусит к крыльцу. Не лает. Видимо, просто полюбопытствовать идёт.
«Как там тебя? Ту-Дзи? Короче, будешь Тузиком, мне так проще», — думаю я и, естественно, молчу. Я же тот самый «немой дальний родственник», приехавший на заработки. Тем более к воротам подъезжает грузовой паромобиль, и бравые перевозчики, по совместительству грузчики, выволакивают грубо сколоченный ящик из кузова. Пёсик тут же переключается на приехавших.
Пока все при деле, вешаю сумку на перила, ставлю местное чудо техники на дорожку, огибающую дом, с горем пополам усаживаюсь и еду, едва удерживая равновесие. Нет, приноровиться-то можно, самое сложное – на поворотах не упасть. И колесом по штанинам не ширкать, а то вся грязь на мне окажется. Подозреваю, что на перекрёстках проще будет останавливаться, переставлять колёсник на новую траекторию и вновь ехать по прямой. Так… А останавливаться-то как?! Педали же сцеплены с передним колесом напрямую. Если резко удержу их вращение ногами, есть шанс перелететь через руль! Не-не-не! Торможу подошвами о грунтовку, поднимая пыль на радость Тузика. Тот с лаем бегает от меня к перевозчикам и обратно. Астер распоряжается, чтобы несли груз аккуратнее.
Со вздохом слезаю с колёсника. Ещё не время «форсить на нём по райончику», пешком как-то надёжнее будет. Тем более, если мест доставки всего два и идти к ним практически в одну сторону… Вот же я балбес! Пока уносил технику в кладовую, осознал, что давно забыл имена с конвертов, которые мне Элисса прочитала, пока мы таблички с фразами в прошлое моё появление готовили.
Снимаю сумку с перил, иду к мастеру, аккуратно трогаю за плечо, по пути уже заготовив четыре таблички. Ломастер оборачивается и видит: «Я по работе».
— В чём дело?
«Прочтите имя получателя, пожалуйста» — сначала показываю табличку, а потом указываю на имя в строке адресата у одного конверта и у другого.
— Ульфион Жюстего. Дакир Алабас, — читает Астер.
Перевозчики явно заинтересовались.
Показываю таблички «Благодарю» и «До свидания».
Вроде обоих адресатов запомнил. Всё же перебирать надписи не так удобно, как казалось сначала. Приходит хорошая мысль проделать дырки и нанизать их на веревочку наподобие трещотки. Займусь на досуге.
— Хоть к делу пристроил парня. Племяш это мой. По линии жены… — поясняет мастер Ломастер.
— И чё, совсем говорить не может? – спрашивает очевидное один из перевозчиков.
Показываю табличку «К сожалению, разговаривать я не могу, но работе это не помешает»
— А как так вышло?
«Кислоты в детстве по глупости глонул»
— И что, у вас на все случаи жизни таблички есть?
«Мы предусмотрели большинство возможных фраз, но, конечно, не все»
— Ишь ты!
Перевозчики заулыбались.
— Может, подвезёте парня по пути? – предложил Астер, понимая, что я и так уже задержался больше, чем хотелось бы.
— Это мы запросто.
В итоге, качу я с ветерком, пусть и недалеко совсем, дорогу запоминаю, с картой сверяюсь. А вот и мастерская Ульфиона Жюстего. Как догадался? На большой вывеске над входом три слова, два из которых совпадают с именем получателя, значит, первое может означать само предприятие – лавка, мастерская, контора, склад, да что угодно, сути это не меняет. Второй адрес тоже где-то тут, недалече должен быть.
Прощаюсь с перевозчиками соответствующей надписью, выбираюсь из кабины, оправляю одежду. «Всё, теперь действительно отступать некуда, успешное общение зависит только от мимики, жестов и моих четырнадцати табличек».
«Здравствуйте. Я – курьер»
«Могу я увидеть того человека, кто значится получателем на конверте?»
«Прочтите имя получателя, пожалуйста»
«Прочтите имя отправителя, пожалуйста»
«К сожалению, разговаривать я не могу, но работе это не помешает»
«Кислоты в детстве по глупости глонул»
«Мы предусмотрели большинство возможных фраз, но, конечно, не все»
«Мне поручили передать конверт лично»
«Я по работе»
«Мне нужно добраться до…»
«Вы поможете мне?»
«Получите, приложите печать и распишитесь, пожалуйста»
«Благодарю»
«До свидания».
Может, это и не исчерпывающий перечень фраз, может, что-то есть лишнее, но время покажет эффективность задумки.
________________
Золотистый свет ламп у парадного входа, едва доносящаяся изнутри веселая музыка – я на месте. Здание цирка на фоне вечернего неба выглядит величественно и загадочно. Экипажей ожидающих уйма – всю дорогу запрудили. Значит, заведение большой популярностью пользуется. Интересно, конечно, было бы глянуть на представление хоть одним глазком, но билетёр у входа объясняет мне, как пройти в обход. Иду, раз так надо. Служебный вход освещен в разы тусклее. Встречаю дежурного, за время общения с ним уже устаю показывать одну и ту же табличку «Мне поручили передать конверт лично». Наконец, работник пропускает меня в коридор и оставляет там, попросив никуда не уходить, а потом бормочет какие-то слова, нераспознаваемые моим кристаллом. Как понимаю, подменить его на посту некому и передать поручение о поисках управляющего в дебрях цирка тоже некому. Выбирает вариант поиска и скрывается за одной из дверей, оставив пост.
Ну-с, это не мои проблемы, гуляю себе из стороны в сторону по коридорчику, реквизит по углам валяющийся пропылённый рассматриваю, на часы гляжу. Время выйдет – вернусь к Ломастерам. Пусть и нагоняй за невыполненную работу схлопочу, зато в безопасном месте буду. К окну подхожу, плотную штору отодвигаю – а темнеет-то здесь быстро. И зря я, кстати, хожу, надо бы посидеть, а то ноги устали – вдруг бежать придётся, чтобы точно успеть. Сажусь прямо на подоконник, он хотя бы чистый.
Кто-то идёт, через штору не видно. Вот чем я думал?! Может, тут на подоконниках сидеть вообще не принято? Как выскочу, как выпрыгну – ещё напугаются. И как я объяснюсь? Какой именно табличкой?
И, словно вторя моим же мыслям, кристалл переводит речь вошедшего.
– Вот же косяк… бред, случайность, нелепица!
– Чего бормочешь? Тащи, давай! Как раз никого на выходе нет.
Ага, так их там двое! Шаги шаркающие, дыхание шумное. Тяжела, похоже, ноша.
– Чем он думал? Зацепил рычаг, сам чуть не свалился. Вот еще бы шкатулку прямо на арену выронил для полного счастья! Чтобы ещё и полисменов полный выводок набежал…
– Но, даже если и видел кто, он же девкой там был. Иначе бы и не пролезть вовсе по перекрытиям, тесно слишком.
Сижу, едва дыша, ауры запоминаю – словесно-то не опишешь, но потом, если встретишь, может восприятие на соответствие сработать. Останавливаются практически напротив меня, ношу свою, судя по звуку, на пол положили, озлобленно перешептываются.
– Шкатулку-то отдавай.
– Сейчас. Подожди, передохну, сердце колотится! У меня, может, стресс! И вредные условия труда! Не каждый день под купол лазаю! Да бери, бери, мне-то она на кой. Реально на самом видном месте. Над зеркальным шаром была.
– И говоришь, Элиан совершеннейше случайно грохнулся с каната во время номера?
– Случайно. Мы вообще спускались уже. Что за рычаг там зацепили – кто ж его знает. Может и тот, что натяжение ослабляет. Да ты не дергайся лишний раз. Ни на верхней площадке, ни на перекрытиях никого из зрительного зала не видно. Но если и видел кто, говорю же, кроме как мелкой девчонкой там не проползти…
– Вот обязательно было именно сейчас это проворачивать?
– А когда? Еще немного – и период бездействия накатит.
– Так не прохлаждайся, тащи нашу жертву несчастного случая вон туда, в уголочек. На счёт катафалка я отдельно распоряжусь. Одни проблемы с этими артистами!
— А красиво наш Элиан летел всё же… порадовал напоследок…
— Гр-р-р! Я, конечно, понимаю, что случаи с летальным, или как там его, «летательным» исходом создают дополнительный пиар, но нам-то он зачем! Я и так на рекламу потратился больше положенного!
— Кстати, у меня тут ещё мысль одна на счет подстраховки только что появилась. Что если на воспоминания слегка повлиять…?
Шаги удалились, дверь захлопнулась, но сижу, выглянуть боюсь. Время! Время безвозвратно тратится! Это-то и подгоняет, заставляет перебороть страх. Сдвигаю штору, спрыгиваю, возвращаю её обратно. Так и есть, из «новенького» — скрученный ковёр в углу.
Подхожу, наклоняюсь ближе. Согласно пословице, любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Но я-то не на базаре… И что за ерунда такая, если по ощущениям аура задваивается. И ещё – знакомая она. Смутно – но знакомая. С чьими я вообще аурами в этом мире соприкасался – по пальцам пересчитать можно. Хотя не об этом сейчас речь, он же живой ещё, этот человек, завернутый в ковёр. А его прямо так оставили, не заметили что ли. Вот бы был здесь кто-нибудь из Академии…
Слышу шаги, резко выпрямляюсь и отскакиваю к двери. Как раз вовремя.
— Простите, господин Дакир, я, как нашел Вас, сразу сказал…
— И что там ещё случилось?
— Не случилось, курьер просто.
— Так. Дакир Алабас – это я. Слушаю внимательно.
Вздрагиваю от узнавания ауры и голоса, но быстро вылавливаю таблички и конверт из сумки.
«Мне поручили передать конверт лично»
«К сожалению, разговаривать я не могу, но работе это не помешает»
«Получите, приложите печать и распишитесь, пожалуйста»
Таблички прячу, чернильницу и курьерскую книжку достаю.
— А-а, от Ломастера? Чертежи на согласование? Отлично! — Дакир быстро подмахивает подпись, касается перстнем смоченной чернилами ткани, оставляет оттиск в книжке. – Чертежи посмотрю, подпишу, отправлю уже сам. Твоя помощь не потребуется. Всё, свободен.
Показываю таблички «Благодарю» и «До свидания». Разворачиваюсь. Уходя, слышу, как работник на счёт двухдневного отгула просит – семью повидать и всё такое.
Пора возвращаться в убежище, моя работа на этом закончена. Но так и стою у служебного входа цирка, даже музыка всё ещё слышна – представление продолжается, оно должно продолжаться, деньги уплачены, билеты раскуплены. А мне уже пора идти, вечно догонять ускользающее время. И всё же…
Я достаю замаскированное под зеркало устройство связи, наживаю вызов, даже не надеясь на быстрый ответ, но он приходит сразу же.
— Леди Варамис… то есть госпожа Варья, мне нужна помощь! То есть, не мне нужна помощь, а человеку рядом со мной! Удобно разговаривать? Не отвлекаю?
— Слушаю. Что там у тебя? – отзывается шепотом Варамис. За её спиной узнаю парадный вход цирка и даже ту билетёршу, которая направляла меня.
— Понимаете, я не знаю, как такое объяснить. Человек не подаёт признаков жизни, но я ощущаю его именно живым. И не могу понять, почему так…
— Позови местных, пусть сами разбираются. Ты-то тут причём?
— Не при чём. Но человеку может стать ещё хуже, если всё оставить как есть. Видимо, местные не смогли правильно диагностировать состояние.
— Ещё раз повторюсь — а при чём тут ты, диагност несчастный?
Варамис недовольна, и я понимаю, почему.
— Мы же можем помочь ему, если вмешаемся. М… мне кажется, что я где-то уже видел этого парня. Не то, чтобы знакомы лично, но всё возможно, аура очень знакомой кажется.
— Пфф! Надеюсь, ты это не только что сам выдумал! Где находишься?
— Недалеко от Вас, у служебного входа цирка. Если Вы были на представлении, то возможно всё видели. Как я понял, этот человек с каната упал.
— А, я поняла. Самой показалось странным, когда в падении, при ударе такой силы… Сан, срочно посмотри, что там с затылком, правой ногой и грудной клеткой. Только аккуратно, не сдвигая с места!
— Не могу, парня просто замотали в ковёр и оставили в углу умирать! Давайте просто заберём его с собой, как раз охраны у входа сейчас нет…
— Уже подъезжаю в экипаже!
И тут я вспомнил ауру парня. Это же он меня сбил, когда я кристалл потерял! Вот только Варамис говорить об этом пока незачем, вдруг передумает, а я потом угрызениями совести мучиться буду…