Двадцать второго сентября в деревнях начали отмечать дни осеннего равноденствия. За три дня обычно праздновались обряды уборки урожая и заготовки кормов для животных (Пожинаха), поминание предков (Осенние Деды), встреча бога осеннего солнца Хорса.
Утром Велимысл собрал всех оставшихся в модуле киборгов — кроме улетевших за клюквой бригад – в гостиной и сначала объяснил теорию, чтобы знали о том, что им предстоит. Пришла послушать и Нина с Платоном и с обоими киборгами охраны.
— В этот день мы показываем богам и друг другу, сколько мы заготовили на зиму хлеба и кормов для животных… — говорил старый учитель. — Мы благодарим Мать-Сырую-Землю за дарованную нам возможность выращивать хлеб и овощи и оставляем последний сноп в требу богам. Его склюют птицы и расскажут другим птицам и зверям, что живущие здесь люди и киборги не причинят им вреда…
Теорию Нина знала — но это не совсем то, что участвовать в обряде в действительности. По обычаю Пожинахой выбирают женщину, у которой больше всего детей. Она и должна срезать последние оставленные для этого колоски на поле и ставить последний сноп. А в некоторых деревнях Севера России этнографами был записан обряд, названный благодарностью Матери-Земле: одна из женщин, срезав последние колосья и поставив сноп, каталась по пожне, делясь с Землёй женской силой. Участвовать в подобных обрядах Нине не приходилось, и особого желания не было — но… среди всех жителей архипелага она одна была рожавшей женщиной. И… в прошлом году последние колосья срезала Фрида, а она рожать не способна просто по определению… так как она – киборг. Но каталась ли она по пожне? – вот этого Нина не могла вспомнить, как ни пыталась. Вряд ли волхв разрешил бы ей это…
— …в прошлом году Пожинахой была Фрида как воспитатель и нянька… — спокойно говорил волхв, словно отвечая на мысли Нины, — так как Нина жила в городе, и мы не имели возможности провести обряд полностью. Приглашать из деревни сам не стал, так как женщина должна быть местной. Но колоски срезали, варили кашу и пироги пекли. И ели эти пироги. Но в этом году Нина с нами…
После таких речей у Нины просто не осталось выбора – и пришлось надевать поверх платья обрядовую покосную рубаху, плотную и длинную, с рукавами и вышивкой по подолу. Так как в прошлом году обряд проводила Фрида, то именно её Нина и выбрала в напарницы. Конечно, Фрида не рожала — но не та мать, что родила, а та, что воспитала. А воспитанников у Фриды было достаточно – психологический возраст большинства киборгов был около пяти-семи лет.
На кухнях обеих столовых — в модуле и в доме — пекли пироги и варили каши из пяти и из семи круп. Не все злаки выращивали на острове — гречку, рис и пшено приходилось покупать, но ячмень, овёс, полба и рожь были свои.
В полдень Нина и Фрида, одетые в покосные рубахи, стояли вместе с волхвом на капище, принося в качестве требы испечённый хлеб и пироги с пареной репой и с грибами. После благодарения богам хлеб и пироги стали подарком богов людям и киборгам, но перед возвращением в модуль к накрытым столам все зашли на поле, где обе женщины — человек и киборг — вместе срезали последние колоски и поставили сноп. После этого Фрида подала оба серпа волхву и легла на землю. Нина после минутного замешательства сделала то же самое. И обе начала кататься по земле, повторяя вслух: «Как я рожала, так и ты роди. Как я выростила, так и ты вырасти…» — и Мать-Сыра-Земля их слышала. Через пару минут волхв сказал: «Достаточно!», обе встали и вместе с киборгами пошли в модуль.
Как и в прошлом году, стол в гостиной был накрыт длинной вышитой скатертью, и на нём были положены пироги высокой стопкой и поставлены горшки с кашей, и волхв, как старшина рода, снова прятался за пирогами и спрашивал:
— Зрите ли меня, детушки?
И «детушки» дружно отвечали:
— Не зрим, батюшка!
И как в прошлом году, все ели пироги и кашу, пили чай… не совсем, как тогда — теперь пироги и чай были в двух столовых, чтобы всем хватило. И в этом году были площадки для игр, и большие качели, и старая корова, которую торжественно отвели на Славный остров и поставили на зиму на конюшню, пока там есть свободные денники.
***
На следующий день волхв собрал на капище парней и провел обряд поминовения предков. Прямых родителей не было ни у кого, но у многих в памяти был хоть один человек, который с ними хорошо обращался и которого хотелось вспомнить по-хорошему. И потешить удалью молодецкой.
Кулачные бои — как это принято в деревнях — волхв проводить не стал, так как большинство киборгов не были боевыми, но все желающие могли выйти и показать духам предков бой с тенью или танец, и это не было по приказу. Женщинам присутствовать при этом было запрещено, только матери могли смотреть на бои сыновей. Нине, как приёмной матери, волхв присутствовать разрешил.
Сначала в круг перед алтарём вышел Дамир, босой и в одних штанах. Он двигался настолько быстро, что Нина не смогла уловить ни одного движения. И потому вышедшему после него Фролу волхв сказал двигаться в половину его обычной киборгской скорости. И всё равно это было слишком быстро, чтобы рассмотреть каждое движение. Следующие двое DEX’ов показывали бесконтактный бой на скорости в четверть обычной для боевого киборга. Когда пришла очередь Хельги, уже Нина сказала ему двигаться ещё медленнее. «Семёрка» с видимым удивлением согласился, и Нина смогла наблюдать боевой танец боевого киборга. Irien’ы не имели боевых программ, а показывать танцы с раздеванием волхв не разрешил, и потому танцевал только специально приглашённый Ворон. Это был его танец в образе Белого Ангела.
Вечером в столовой модуля опять были пироги и каша из разных круп – и теперь помянуть погибших и умерших друзей могли и кибер-девушки.
А в девять вечера позвонила Ира:
— Представь себе, меня приняли! В группу архитекторов и дизайнеров по Звёздному городу! Я не писала этого в анкете… или писала?
— Это Платон добавил. Его идея, — призналась Нина, — ведь если бы не Зирка, тебя бы не уволили, и ты бы не написала на сайт… Зирка значит «звезда»… и потому город будет Звёздный.
— Послезавтра первая встреча команды и знакомство. И первый полёт в посёлок… пока вахтовики не улетели. Спасибо тебе! Наконец-то у меня настоящее дело, а не перекладывание бумажек с места на место… я возьму с собой Зирку, программы по архитектуре я ей уже дала. Очень толковая девочка… но очень голодная. Ест всё время. Но ей надо, не ограничиваю. Пока. Потом перезвоню.
— Пока! – и Нина вместе с Платоном порадовалась, что у сестры всё хорошо.
***
Змей хотел помянуть Горыню тихо, на своём капище и вдвоём с Владом, но ещё с вечера Доброхот пригласил его на общее празднование в деревню вместе с киборгами его бригады, и Змей не решился отказать ему. Узнав от Лютого, что в деревне планировались настоящие бои, до возможной смерти одного из бойцов, рано утром DEX позвонил матери и рассказал об этом:
— …а как отказаться? А если я случайно кого-нибудь убью? Я не хочу этого!
— Настоящего боя, такого, как на войне, не будет. Крестьяне не входят в сословие воинов, хотя боевые искусства изучают и в армии служат. Возможно, они не до конца понимают возможности боевых киборгов. Насильно тебя заставлять никто не станет, но и совсем отказываться ты не должен. А если хочешь жениться, то и не имеешь права отказываться. Соизмеряй свою силу и скорость с силой и скоростью соперника и постарайся и его не травмировать, и самому не повредиться.
— Уже легче… я могу перед боем обговорить ограничения?
— У тебя есть это право. Но только если ты вызываешь на поединок. Ты можешь сказать, например, Некрасу: «Бой до первой крови, в голову не бить», и, если он это условие примет, начать поединок. Если ты всё же убьёшь соперника, его похоронят со всеми почестями, а тебя никто не осудит, но ты должен будешь занять его место в его семье. И обеспечивать всем необходимым его вдову и его детей до их совершеннолетия. Таково правило: убил – усынови. Так что… будь осторожен и постарайся не убить и не убиться сам. И… сделай для меня запись. Если тебе разрешат.
— Благодарю. Перезвоню вечером. Пока.
***
На деревенское капище мужчины и мальчики старше шести лет прибыли за час до полудня и первым делом принесли требы богине судеб Макоши. После этого все прошли на небольшое кладбище, где стояли погребальные столбы и под ними были видны осколки глиняной посуды. Перед столбами была плотно утрамбованная площадка, предназначенная для поминовения предков.
Сначала на бой вышли мальчики от восьми до двенадцати лет и их поединки были сильно ограничены и по времени, и по выбору оружия. Каждая схватка продолжалась не более полуминуты и каждому мальчику говорили, как предки гордятся таким ловким и смелым правнуком.
Потом в пары встали подростки от двенадцати до шестнадцати лет — некоторые без оружия, некоторые с палками. И ограничений по времени, зонам поражения и времени было чуть меньше — но всё действие было под присмотром взрослых мужчин и старейшины рода.
После них стали сражаться подростки от шестнадцати до восемнадцати лет — допризывники. Они должны были показывать предкам готовность к службе в армии, готовность защищать свою землю и свои семьи. Ограничений по выбору оружия почти не было, так как мужчина должен уметь пользоваться в качестве оружия любым предметом, но были запрещены камни.
Змей смотрел на поединки, ожидая своей очереди, и думал: «А что будет, если действительно получится так, что кто-то в схватке будет убит? Если один из братьев случайно убьёт своего брата, он обязан будет обеспечивать всем необходимым жену и детей убитого до совершеннолетия младшего ребёнка. Это правильно… сирот не должно быть. А если убит будет киборг, у которого ничего и никого нет? А если киборг станет причиной смерти женатого человека? Жениться на его вдове? И воспитывать его детей? Надо позже спросить у матери… а теперь постараться никого не травмировать даже… иначе жениться на Мире будет невозможно».
Когда закончились поединки неженатых парней, на капище пришли Ратмир и Декабрь. Змей этому внутренне обрадовался, но постарался не подать вида. И когда начались поединки уже отслуживших в армии, но ещё не женатых парней, он вызвал Ратмира. С другом можно показать удаль молодецкую и в бесконтактном бою. Это тоже зачтётся.
Ратмир одними губами сказал Змею: «Бесконтакт, но в темпе», Змей чуть заметно кивнул — и бойцы сошлись. Сложность была в том, чтобы не проиграть самому и не повредить друга — и хорошо, что отслуживший в спецназе Ратмир понимал это. Через минуту боевого танца глава деревни их остановил:
— Достаточно. Вижу, что бойцы сильные и семьи защитить в состоянии. Теперь пара на пару. Змей и Ратмир против Лютого и Некраса. Оружие у людей. Палки. Киборги и так оружие.
Бойцы сошлись и встали человек напротив киборга. И тут надо было не только сражаться со своим соперником, но и прикрывать напарника. И при этом помнить, что это только испытание и соперник по бою — друг по жизни.
Поединок был остановлен, когда палки в руках людей были сломаны и отброшены киборгами и бой превратился в очень быструю пляску.
Следующим и последним был бой двух стенок — Ратмир, Змей, Некрас и Декабрь с одной стороны и Доброхот, Лютый, Лучезар и Данко. Без оружия сшиблись два ряда бойцов, и DEX’ам надо было не столько прикрывать своих, сколько не повредить соперников. Успокаивало то, что вышедшие на бои люди были в хорошей физической форме, так как кроме почти ежедневных тренировок постоянно занимались тяжёлым трудом. Бойцы остановились через почти три минуты, когда Лучезар упал. Змей протянул ему руку и помог подняться. Старику это явно понравилось — и он не стал требовать продолжения боёв:
— Вижу я и видят предки, что в нашей семье выросли славные бойцы. И будущий зять боец отменный. Наши деды и прадеды, ушедшие в Навь, будут спокойны за нас. А сейчас можно и по чарке выпить.
Пили сурью — настоенный на травах медовый напиток. Но пили не все, а только те мужчины, у кого уже есть дети, способные держать в руках оружие. Сурья содержала до пяти процентов спирта и потому её пили только один или два раза в год по большим праздникам, и только уже имеющие детей мужчины. В Орлово право пить сурью имели только старик-отец и старший сын, остальные пили молоко. Потом ели поминальную кашу, а когда всё было съедено, вся посуда была разбита и оставлена у погребальных столбов.
К ночи все вернулись в деревню, Змей улетел на скутере в зимовку — нерест рыбы заканчивался, и пора было готовить снасти к осенней и зимней рыбалке. Ратмир поговорил с отцом и братьями и уговорил отпустить с ним одного из неразумных DEX’ов, заработанных бригадой Доброхота на строительстве дома на Славном острове, для создания в Кедрове такой же рыболовецкой артели. Брат его выслушал, мысль одобрил — и отпустил даже двоих киборгов с запасом одежды и обуви. К ночи Ратмир улетел на новое место жительства на большом отцовском флайере, пообещав оправить обратно на автопилоте. На флайере Ратмира летел Декабрь.