Постановление комиссии, созванной 14 апреля 1929 года при Научном отделе Совнаркома СССР, гласило: «Присоединяясь к постановлению физико-математического отделения Всесоюзной академии наук от 30 сентября 1925 г. относительно большого научного значения проведенных профессором И. И. Ивановым опытов межвидовой гибридизации на антропоидах, комиссия полагает, что:
1. Опыты должны быть продолжены проф. Ивановым в Сухумском питомнике обезьян как между отдельными видами обезьян, так между обезьяной и человеком.
2. Опыты гибридизации путём искусственного осеменения женщин спермой антропоида могут быть поставлены, только при письменном согласии женщины подвергнуться осеменению спермой антропоида, взять на себя риск опыта и подчиниться режиму изоляции.
3. Опыты должны быть поставлены на возможно большем числе женщин, во всяком случае, не менее пяти».
В проекте скрещивания человека с обезьяной принимало участие всё больше учреждений. Какая контора отвечала за «режим изоляции» — догадаться нетрудно. Увлекательно чтение – протоколы сухумских опытов И.Иванова. Однако документы свидетельствуют, что его помощники проводили такие опыты не только в Сухумском заповеднике, но и в лагерях ГУЛАГа. Результаты этих сверхсекретных опытов остались неизвестными широкой общественности. Но документы из досье свидетельствуют, что путем многократных экспериментов был получен гибрид от обезьян, оплодотворенных спермой мужчины. Женщины, оплодотворенные спермой самца шимпанзе, оставались бесплодными. Странно, что вообще удалось достичь каких-то положительных результатов. ДНК шимпанзе отличается от человеческой всего на 1,5%, и что свидетельствует о близком родстве. Считалось, что гибридизация возможна только при почти полном соответствии геномов обоих производителей. Если бы даже человек с его 46 хромосомами и обезьяна с её 48 могли дать гибрид, то у него будет 47 хромосом. Нечётный набор хромосом не способен к воспроизводству. Поэтому от лошади с её 64 хромосомами и осла с его 62 рождается стерильный мул. Но – рождается!
Но были у профессора И. Иванова и оппоненты. Профессор Иванцов, ученый консультант Главнауки РСФСР, выразил сомнения в успешности опытов, так как «горилла, шимпанзе, орангутанг, гиббон и человек относятся систематиками-зоологами не только к различным видам, но даже к различным родам семейства человекообразных. Между тем скрещивания между различными видами одного и того же рода дают помеси со значительными затруднениями, и последние в огромном большинстве случаев оказываются бесплодными». Опыты по скрещиванию людей с обезьянами придется вести в двух направлениях, считает оппонент, то есть оплодотворить, допустим, самку гориллы семенем человека, а женщину, «пусть даже туземку французской Гвинеи» Главнаука пришла к выводу, что «предложение профессора Иванова необходимо отклонить, соображаясь с материальными возможностями РСФСР и малой вероятностью успехов предпринимаемых опытов. Кроме того, Главнаука относится отрицательно к настоящей политической конъюнктуре, так как эти опыты могут вызвать совершенно обратный эффект со стороны широких масс».
Тем не менее, эксперименты продолжались.
До Сухуми добирается в живых только половина закупленных Ивановым обезьян.
После того как привезенные животные акклиматизировались и прошли карантин, ученые приступили к опытам.
В августе 1927 года «Красная газета» в статье «Будущий обезьянник в Сухуми» пишет: «Предполагается поставить здесь искусственное осеменение обезьян разных видов между собой и с человеком. В виде опытов будет поставлено искусственное оплодотворение женщины от обезьяны и обезьяны от мужчины по способу профессора Иванова». В газетах появились объявления о привлечении институтом доноров обоего пола. К тому же опыты И.И. Иванова с 1926 г. были взяты под контроль госбезопасности, — так же, как впоследствии работы по созданию ядерного оружия. С помощью всемогущих органов в Сухуми со всех концов страны начинают стекаться добровольцы. Были среди и них любопытствующие, желающие попробовать что-то новое в половой сфере, попросту говоря – извращенцы. В досье имеются документы, свидетельствующие о том, что органы госбезопасности специально отлавливали подобного рода извращенцев в Питере и Москве, с ними велись специальные беседы, по результатам которых либо бралась подписка о сотрудничестве, либо кандидат — в случае его отказа – отправлялся в лагеря, как прикоснувшийся к государственной тайне. «В ответ на публикации в газетах в государственный обезьянник обратились некоторые товарищи (мужчины и женщины) с просьбой использовать их в опытах, свидетельствующих об эволюционном происхождении человека, — писал в дневнике Иванов. — Они предлагали себя для экспериментов с обезьянами, не требуя платы, а исключительно ради науки и просвещения подверженных религиозному невежеству сограждан… Но из-за большой силы обезьян допускать к ним людей необходимо с большой осторожностью. Несколько дней назад одна из женщин вошла во флигель, где жили шимпанзе, и одна схватила ее, пытаясь задушить. Освободить ее удалось только с помощью подоспевшей подмоги из нескольких мужчин». В Советской России оказалось значительно проще найти желающих принять участие в историческом эксперименте. Простые русские мужики и бабы готовы были пойти на отчаянные жертвы, лишь бы уесть Бога. В досье есть сведения о целом движении, возникавшем на базе идей Иванова. «Возле вольер с антропоидами поселились и их близкие родственницы, которых в документах обезьянника именовали как «сотрудниц особого назначения», — рассказывал один из сотрудников профессора А. Розянко, впоследствии осужденный за антисоветскую агитацию на десять лет колымских лагерей. — Самцы шимпанзе, которые должны были стать отцами будущего приплода, возбудили у девушек неподдельный интерес». Однако почти сразу же в СССР и за рубежом возникает волна возмущений, требований «немедленно прекратить безнравственные, аморальные эксперименты». Общественность успокаивают: говорят, что это недоразумение, никакие эксперименты по скрещиванию не ведутся — на обезьянах испытывают новые лекарства и прогрессивные методы лечения. И действительно, при питомнике создается научно-исследовательский институт, который занимается чисто медицинскими исследованиями. Тем не менее, Иванов из Сухуми никуда не уезжает. И его программа продолжается — только становится строго секретной.
В Сухумском питомнике за обезьянами тщательно ухаживали, но они таяли на глазах: дизентерия, туберкулез… Вскрытие двух обезьян показало, что зачатие у них так и не наступило. Более того, их половые органы были в состоянии атрофии. А самки Бабет и Сивет так и остались холостыми. Случившиеся беременности сопровождались выкидышами. Некоторые добровольцы, спаривавшиеся с обезьянами натуральным образом, умирали от странных болезней. Но Илью Иванова это не убедило. «Необходимо не только увеличить число опытов искусственного осеменения самок шимпанзе спермой человека, но и поставить опыты реципрокного скрещивания, — писал он. — Последние организовать в Африке гораздо труднее и сложнее, чем в Европе или у нас. Женщин, желающих подвергнуться опыту, несравненно легче найти в Европе, чем в Африке. Для этого рода опытов достаточно иметь 2-3 взрослых самцов антропоморфных обезьян». Оплодотворять же самок спермой человека следовало бы, по мнению ученого, непосредственно в тропической зоне, на родине обезьян.
Интенсивные эксперименты по скрещиванию человека и обезьяны продолжаются до 1932 года! В досье находятся подлинники журналов экспериментов, докладные записки, научно-аналитические обзоры, которые наглядно свидетельствуют о беременности самок
Получив первые обнадеживающие результаты, Иванов решил сделать их достоянием ученого сообщества. Но в Советском Союзе попытка опубликовать их даже в «закрытых» научных изданиях не увенчалась успехом. Тогда он попытался передать их своим зарубежным коллегам в Пастеровский институт. «Работа идет полным ходом. Получается не все из задуманного, однако унывать некогда… Необходимо не только увеличить число опытов искусственного осеменения шимпанзе и горилл спермой человека, но и поставить опыты обратного скрещивания… Гибридный человек, который соответствует антропоидам, с рождения растет быстрее, нежели обычный, к трем-четырем годам набирает невероятную силу, гораздо менее чувствителен к боли, неразборчив в пище… Возможности использования безграничны — от работы в сырых забоях до солдатской службы»- писал он друзьям в Москву и пытался сообщить сотрудникам Пастеровского института.
Но за ним уже внимательно следило ОГПУ. Иванова, его сына, а с ними еще нескольких ведущих сотрудников арестовали и обвинили в измене Родине. Ученый был вызван в Москву якобы для переговоров о продолжении работ. Профессор был арестован на вокзале и доставлен на Лубянку. На следствии выяснилось, что он надумал переехать со всей своей лабораторией в Западную Африку и призывал добровольцев следовать за ним. Вскоре он получил пять лет лагерей, но не протянул там и половины срока. Согласно официальным документам он умер в лагере 20 марта 1932 года от атеросклероза и туберкулеза. Но это была очередная фантастическая идея Г. Бокия, который предложил сгустить тайну над проводимыми экспериментами. Профессор был отправлен в один из северных лагерей, где продолжил свою работу за колючей проволокой, т.е. в условиях абсолютной секретности. Полученное таким образом потомство было не способно к продолжению рода. Эта загадка И. Иванову не поддалась. Вместе с тем, как это явствует из досье, в больничном управлении ГУЛАГА в результате его опытов путем прямого осеменения женщин спермой горилл и наоборот осеменения самок гориллы человеческой спермой были получены гибриды, отличавшиеся огромной физической силой, высоким ростом и повышенной волосатостью. Как свидетельствуют документы, гибриды отличались детским разумом и повышенной внушаемость, а использовались для работы в одной из шахт, расположенных под г. Ухта и находящейся в ведомости НКВД. Вместе с профессором И. Ивановым и его сыном, который находился в том же лагере, в бараке жил странный черноволосый ребенок, у которого даже лицо было покрыто густыми черными волосами. Ребенок, появившейся в сухумском питомнике в ноябре 1932 года, намного пережил своих заключенных родственников. Фотографии этого ребенка, имеющиеся в досье, производят устрашающее зрелище. Будучи после смерти родственников помещенный в общий барак гибрид неожиданно занял среди сородичей лидирующее положение. Видимо воспитание, полученное им после рождения, дало о себе знать. В 1947 году во время восстания заключенных, когда многие зэка, сплотившись в боевые отряды, ушли в тундру, указанный гибрид возглавил своих сородичей и увел их в тайгу. С беглыми заключенными власть боролась – почти все они были выловлены и уничтожены. Судьба же бежавших гибридов так и осталась неизвестной. Быть может, все они погибли в тайге, но могло быть и иное и правы те, кто относит появление «снежного человека» в наших лесах к тому фантастическому и странному периоду нашей истории, когда мы не ждали милостей от природы, а поставили перед собой задачу насильно взять их у нее.
0
0