План
Есть два способа написать текст – пользуясь планом или отдавшись полёту мысли.
Сразу скажу, что неправы те, кто пишет без плана и думает, что никакого плана у них и в самом деле нет.
План есть. Просто он ещё не осознан вами. Вы полностью подчинены игре вашего бессознательного, мозга, души – тут уж…кто во что верит.
Но, уверяю вас, бессознательное тоже умеет планировать вашу деятельность. Ещё как умеет.
А потому – не слушайте спорщиков на тему, как лучше писать: с планом или без. Вы так или иначе пишите с планом. Разумеется, если у вас есть идея, а значит – поток вашей мысли живой, а не заранее мёртвый.
(Что такое «мёртвый поток»? А это значит, что каждый день вы становитесь к конвейеру и бездумно прикручиваете нужные детали к привычному остову. Это тоже написание книг, но конвейер – он творческое рано или поздно убивает).
Вернёмся к плану.
…………………
Кому-то требуется более жёсткое структурирование, и он сначала вытаскивает из подсознания схему романа, а уже потом наполняет её.
Кто-то начинает прописывать планы с трети или середины романа.
Кто-то пишет первый план, лишь взявшись по окончании романа за синопсис.
Всё это – варианты нормы и не более. У всех этих авторов есть «ощущение структуры», которому они и следуют. Даже если внешне перед нами какой-то дикий сумбур, он может быть вполне чётко структурирован, как говорится, было бы что структурировать.
Структура текста
Из чего состоит любой текст?
В самом простом раскладе из треугольника: завязка-кульминация-развязка.
Всё остальное – роскошь, рююшечки, она может быть, может не быть. Но у любой истории есть:
завязка – то, с чего всё и закрутилось,
некий пик эмоций – кульминация,
и развязка – чем всё закончилось.
Даже когда пьяный сосед жалуется вам на то, что жена выгнала его из дома в три часа ночи, в его рассказе есть
завязка:
«Да я и выпил-то сегодня немного».
Кульминация:
«А она тряпку бросила, да как ухватит утюг!».
И развязка:
«Ну вот я к тебе и постучал, соседи же».
Если в вашем рассказе нет такой вот простой структуры – вы или гений, открывший какую-то новую форму, или не умеете рассказывать истории.
Ну и да. В истории обязательно раскрывается какой-то конфликт. Если суслик шёл-шёл и ничего не случилось, то и рассказывать тут не о чем.
И чем крупнее ваш суслик (читай – история), тем больше нужно навешивать на этот треугольник всяческих рюшек-побрякушек, чтобы читателю было понятно и интересно.
Самая первая такая побрякушка: экспозиция. Можно без неё, в лоб, но, как правило, она всё-таки есть.
Экспозиция вводит читателя в ваш мир, демонстрирует ему ваших героев.
Экспозиция по Веллеру
Неленивый Михаил Веллер в своей «Технологии рассказа» выделяет несколько видов экспозиции. Экспозицию он называет зачином, началом, первой фразой (т.к. Веллер говорит о рассказе, прежде всего), но мне привычнее более распространённый термин экспозиция.
http://semend.narod.ru/texts/storytech.htm
Итак первая фраза по Веллеру может быть:
A) Экспозиционная. Первой же фразой автор старается ввести читателя в курс дела как можно полнее: называется и характеризуется герой, указывается место и время действия, так что сразу становится понятно, о чем пойдет речь. Например:
«На исходе холодного сентября начальник геодезической партии Иван Петров ожидал в таймырской тундре вертолет, который должен был вывести их на материк».
Это сразу настраивает на обстоятельное, объективное повествование. Начало обстоятельное, вразумительное, богатое информацией и бедное эмоциями, интонационно нейтральное. Это самый простой, азбучный ход, к которому охотно прибегают начинающие авторы.
Б) Пейзажная. Описывается место действия, обычно с привнесением настроения. Также удобное начало: та печка, от которой легко танцевать в любую нужную сторону. Пейзаж может быть мрачным или светлым, городским или «природным». Обычно последующие фразы и абзацы соединяются с ним по принципу внутреннего созвучия но возможен и принцип контраста: яркий луг — мрачное действие и т. п.
B) Автобиографическая. Когда рассказ ведется от первого лица, просто напрашивается начало вроде: «Тогда-то я был там-то и делал то-то». «Однажды, возвращаясь домой, я увидел, как по лестнице поднимали рояль». Дальше можно познакомиться с владельцем рояля, а можно вспоминать, как в армии сержант заставил музыкантов тащить рояль на шестой этаж, или как рассказчик был на фортепианном концерте, или как в детстве его заставляли учиться музыке и т. п. Первый вариант — «однажды со мною случилось то-то» — пожалуй, наипростейший из всех существующих: так часто пишут графоманы, тут большого ума не требуется. Хотя все зависит от того, что же будет дальше …
Г) Биографическая. Без особых ухищрений начинают с описания прошлого или настоящего главного героя. Вариант усложнен, если начинают с биографии второстепенного героя. («Роберт Кон был когда-то чемпионом Принстонского колледжа в среднем весе». — Хемингуэй.) Вариант еще более усложнен, если герой вообще не имеет отношения к действию, а связь здесь — ассоциативная, или для контраста, или для достижения юмористического эффекта.
Д) Характеристика. Первой же фразой характеризуется герой, как правило — центральный. («Я человек больной. Я злой человек…» — Достоевский). Иногда, подбираясь к главному исподволь, автор начинает с характеристики второстепенного героя. Такой зачин сразу дает причинную, психологическую мотивировку будущих действий.
Е) Сентенция. Выгодна тем, что дает и мысль, и настроение, и предупреждение о необходимости читать внимательно: может быть актуальной или вечной, веселой или печальной, нарочито-наивной или скорбной. «Беды, как известно, идут полосой». Опасность тут в том, что легко впасть в напыщенность и банальность, показаться претенциозным.
Ж) Портрет. Один из традиционных и испытанных видов зачина. Обычно, опять же, относится к главному герою, но не обязательно. Может быть стилистически разнообразным: серьезным, сатирическим, фантастическим, юмористическим и т. д.
3) Деталь. Первая фраза — словно взгляд через увеличительное стекло на какой-то один предмет, одну черту — будь то обгорелое дерево, или какой-то звук, или злые глаза чьи-то, или денежная купюра и т. д. Деталь такая обычно броская, резкая, примечательная — хотя и здесь может быть наоборот, автор специально подчеркивает заурядность, обыденность того, что описывает. Деталь, выпяченная в первой фразе, приобретает символическое значение, ассоциативно переносимое на дальнейшее повествование.
И) Действие. Автор берет быка за рога, отбрасывая всяческие предисловия и начиная прямо с какого-то момента происходящих событий. «Сидоров осторожно закрыл дверь и с чемоданом в руке спустился по лестнице». Плюс в том, что на первых порах читатель гарантирован от скуки: рассказ динамичен. Трудность а том, что обстановку, обстоятельства и проч. автор теперь должен давать через детали, штрихи, отдельные фразы. Это позволяет сделать рассказ более емким, лаконичным, придать изображаемому зримость и глубину: текст несет в себе опорные точки, по которым каждый читатель чуть по-своему видит происходящее. Поскольку обстановка вначале еще не ясна, то первая фраза действует несколько интригующе, обещает и дальше динамичность, вызывает желание узнать, в чем же дело. Чтобы не обмануть интерес читателя и выдержать весь рассказ на уровне хорошего начала, требуется несомненный профессионализм.
К) Концентрат действия. Выражается простым нераспространенным предложением: подлежащее плюс сказуемое, два слова, никаких подробностей. Предмет действия может быть главный и второстепенный. Главный — «Самолет взлетел», «Траулер тонул», «Николаев упал». Предполагает в последующих фразах напряженность интонации, лаконичность, динамизм, логическое развертывание действия. Второстепенный — «Падал снег», «Солнце село», «Мороз крепчал». Последний зачин высмеян сто лет назад Чеховым в «Ионыче» как отчаянный штамп, и однако, как заметил Вамбери, «Старые истины самые верные — они испытаны временем». Начинающий писатель должен знать штампы, чтобы избегать их; настоящий писатель не должен бояться ничего. Штамп-то он штамп, а действует эффективно. Разумеется, все средства художественного языка по мере развития и распространения их употребления теряют свою свежесть, стираются, пользоваться ими становится как бы неприличным: «Это плохо, потому что банально». Но есть тот уровень языка, который не может стать банальным: краткая передача информации.
Л) Сильное действие. Предыдущий вариант, но распространенный дополнением и обстоятельством. Излюбленный зачин короля нашей нынешней коммерческой беллетристики Валентина Пикуля: «Лошади рушили фургоны в воду», «Ветер рвал плащи с генералов». Штамп, отшлифованный до блеска. Безошибочно выигрышное начало. Слияние элементов действия, пейзажа, экспозиции, поданное с предельной экспрессией. (Ах, и Пушкин любил начинать так: «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова». — «Пиковая дама».)
М) Эмоциональная фраза. Может выражаться восклицанием, междометиями, отдельными словами или одним повторяемым словом, чьей-то репликой. «Ox… Как же теперь…» «Ура! Отлично!» «Ну же ты и осел…» «Теперь он не выкрутится?» — и т. п. Предваряет эмоционально сходную сцену или же продолжается объяснением того, с чем связаны и кем по какому поводу высказаны данные эмоции.
Сейчас можно отметить, что авторы ищут сильных действий и эмоциональных фраз. Взрываются с места в карьер.
Это всего лишь мода, примета времени. И неизвестно, что пойдет следом, но нас много, и кто-то обязательно угадает.
___________________
У меня есть мысль привести несколько примеров по разнообразию экспозиции из романов наших авторов. Пока у меня есть только заявка от Робина. Кидайте сегодня что-нибудь сами… ну или я приду за вами ночью)