Перед самым рассветом Змей бесшумно забрался на чердак, вышел в Инфранет и сообщил о гостях ещё и Степану Ивановичу – станет проверять почту и увидит письмо. Минуту подумал – и продублировал письмо Лазарю, чтобы тот передал хозяину.
После чего в дом возвращаться не стал, а вышел во двор, выбрал из брёвен, подготовленных для ремонта бани, подходящее, отпилил кусок в полтора метра и стал ножом вырезать фигуру богини Макоши – она встанет на капище рядом с имеющимися идолами.
Когда в шесть часов утра обрадованная Малёна – волосы Змея на гребне, русые, точно его, бабушка была права, ну и что, что киборг… это всё равно лучше, чем все друзья Дробота! — вышла позвать парней завтракать, то идол уже был готов.
Она внимательно всмотрелась:
— Матушка Макошь! – и показала парню свою подвеску в виде косого креста с ромбами. — Её надо поставить на капище… но… в деревне только капище Велеса… а оно в низине, а в соседней деревне священная роща Даждьбога…
Змей улыбнулся:
— У меня на капище ей место, а в этом доме всегда есть место для тебя. Вот установим идол, и отвезу вас обоих к дому. Гроза прошла, ты так крепко спала, что ничего, верно, не слыхала… дома тебя уже ждут…
— Мы вместе пойдём, я всем скажу, кто ты!
— А кто я? Что ты скажешь? Малёна! Если хочешь что-то спросить, спрашивай, что смогу отвечу. А то смотришь так, что аж страшно.
— Откуда ты такой… взялся? – спросила и сама себя одёрнула, густо покраснев. – А… это… про тебя ведь говорили, мол, новый егерь капканы находит и медведей не боится? Некрас тебя знает, и Дар… и остальные братья… и отец… тоже. Но… все думают, что ты человек… наверно, поэтому… брат и отправил… меня… за ягодами… а ты киборг… но мне всё равно… ты хороший…
— Так и тебя я видал, с дрона, когда осматривал ваш берег, ты такая… хозяйственная! И… красивая…
***
Первый звонок разбудил Нину в полпятого утра – это был звонок от Степана: «Змей похитил девочку из деревни и удерживает на своём острове! Так деревенские сказали… а потом и он сам сообщил… но сказал, что она сама согласилась ехать к нему!».
Нина попыталась ему объяснить, что никто никого не похищал, так случайно получилось, и что Малёна вместе с Лютым просто в гостях у Златы… но, кажется, он ей не поверил и отключился.
Пришлось вставать, умываться, готовить завтрак – должен прийти Вася, с которым Нина собиралась лететь.
На кухне уже бесшумно двигался Май – Нина назвала парных киборгов Май и Майя, на другие имена не хватило фантазии. Май мог вставать и ходить, поэтому готовил кормосмесь и себе, и сестре — Майя была ещё слишком слаба для этого.
Поскольку головы обоих были обриты, Нина не знала, какого цвета их волосы – Лёня говорил, что у обоих цвет жемчужный, а жемчуг бывает разных оттенков. Фактически им было по полтора года, но физиологический возраст оказался разным – Май был семнадцати лет, а Майя на три года старше.
Оставлять их одних в доме не хотелось даже ненадолго, а знакомых DEX’ов в посёлке… не так много… хорошо, что с вечера договорилась с их хозяевами – первой пришла Эка, но всего на пару часов. Потом придёт Алия и Тимофей – и они будут дежурить по очереди по два-три часа.
Полшестого явился Василий, и Нине пришлось кормить и его – к счастью, DEX был неприхотлив в еде и при отсутствии пиццы мог есть и макароны с сардельками.
Уже одевшись для поездки в деревню в длинное светло-коричневое платье с рукавами, схватив платок и полбуханки хлеба в пакете, она вспомнила, что не написала заявление на день в счёт отпуска, и пришлось задержаться, пока Василий нашёл по сети Зою и отправил документ прямо ей, минуя главного хранителя.
В это время Нина всё же позвонила непосредственной начальнице и сообщила о необходимости улететь на день в деревню, и что это очень срочно, и, скорей всего, надолго – и та от удивления согласилась, сказав, что после возвращения можно будет оформить однодневную экспедицию, если Нина привезёт хоть пару предметов в основной фонд:
– …а лучше пару десятков предметов… у нас план комплектования… и по экспедициям тоже…
— Это уж как получится…
На сером небе чуть посветлело – Нина сочла это хорошим знаком, поставила перед идолами чашку молока и кусок хлеба (хуже точно не будет – просто на всякий случай), выдала последние указания остающимся дома киборгам, и вскоре её флайер поднялся в небо.
***
Уже вылетев за пределы города, Нина поняла, что совершенно не знает людей, живущих в деревне напротив островов, охраняемых Змеем – за прошедшие месяцы ей ни разу не пришло в голову зайти в деревню и просто хотя бы познакомиться.
И поэтому Нина после недолгих колебаний – всё-таки ещё слишком рано для звонка, но информацию не только получить надо, но и постараться запомнить основное — набрала номер Степана:
— Утро доброе!
— А доброе ли? – брат был хмур, но увидел Василия и не стал развивать тему погоды. — Здравствуйте оба!
— Летим в Орлово… но я там не была ни разу… даже просто в гости зайти не сообразила… что-то… никого не знаю… мне бы информацию об этой семье, необходимый минимум… если не трудно…
— Сейчас пришлю. Я тоже туда направляюсь, буду раньше вас, скорее всего.
***
Через пару минут Нина открыла на планшете присланный и немного обработанный Василием файл – глава деревни Богодан Тихомирович, шестьдесят два года, гвардии капитан, демобилизован по ранению, второе образование по специальности «Зоотехния» получено заочно, его жена – Дарёна Карповна, пятьдесят шесть лет, незаконченное высшее образование, уход по собственному желанию с четвёртого курса Ветеринарной Академии с дипломом ветеринарного фельдшера.
А вот это уже интересно! У отца семьи – причём крестьянской семьи! – двойное имя! И отчество двойное! Бого-дан – богом данный. Тихо-мир – его отец – тихий мирный.
По правилам если – то двойные имена дают только рождённым в двух высших сословиях. Волхвам и воинам. Крайне редко такие имена дают своим детям торговцы. И уж никак не могут так назвать детей крестьяне.
Из этого какой вывод? Глава семьи – потомственный военный, по какой-то причине (вероятно, ранение) ушедший со службы. Но… у жены имя и отчество чисто крестьянские! По какой причине отставной офицер женился на крестьянке?
Есть, над чем подумать.
Но… может… всё намного проще… и в нынешнее время традиции не так уж соблюдаются? Как захотели, так и назвали… скорее всего, именно так.
Далее тоже интересно. Фамилия – Орловы. Потому и деревня названа Орлово. Десять сыновей и одна дочь.
Старший сын Доброхот. Почти тридцать лет, закончил местный Индустриальный техникум, домохозяин, бригадир плотницкой артели, состоящей из младших братьев, женат, шесть детей – ну надо же! – в том числе две двойни. Живёт в своём доме.
Вот это интересно! – отцу шестьдесят два года, а старшему сыну почти тридцать – в каком возрасте его отец женился на его матери? Вероятно, только после ухода из армии – это очень может быть.
Следующий сын – Лучезар, почти на три года младше. Тоже женат, детей четверо, в том числе одна двойня, тоже искусный плотник, по образованию технолог леса (Лесотехническая Академия закончена на «отлично»), работает на собственной небольшой пилораме. Также имеет свой дом.
Но… оба старших сына имеют двойные имена! – не значит ли это, что им предназначалась военная карьера? Срочную отслужили оба – и оба вернулись домой… странно всё это.
Следующий – Некрас, двадцать пять лет, женат, двое детей, инженер-гидролог, но по специальности работает только тогда, когда руководству турбазы нужна точная информация о сроках разлива рек и состоянии озёр (отдельной гидрологической станции у заповедника нет пока что, но вроде бы собираются ставить), и тогда он не появляется дома по несколько дней.
Невзор, двадцать четыре года, женат, незаконченное Высшее Лётное училище, уход по собственному желанию с третьего курса с переводом в Сельскохозяйственную Академию на курс «Механизация животноводческих ферм и комплексов», техник по ремонту сельскохозяйственных машин и механизмов…
У двоих имена обережные – Невзор (невзрачный) и Некрас (некрасивый). Погодки. Были ли у семьи проблемы, когда они родились? А не при перелёте ли со Старой Земли появился один из них? Или была другая причина, чтобы их уберечь?
Следующие двое – близнецы Белояр и Белогор – студенты Сельскохозяйственной Академии… будущая специальность – инженер-технолог мясных и молочных продуктов. С голографий смотрели на Нину очень светлые блондины… по двадцать два года, женаты, в данное время на учёбе. Как и остальные женатые братья, имеют небольшие бороды.
Сколько условностей, в которых местные крестьяне разбираются, не думая – и которые трудно запомнить городскому жителю! Если мужик женат – то обязательно есть борода. У парней бород нет, до женитьбы не положено. Замужние женщины должны быть с покрытой головой – только девушкам дозволено ходить без платка…
И одно дело – изучать теорию, а совсем другое дело – на практике общаться с местными крестьянами… и ничего не забыть из изученного. Не начинать разговор первой, не повышать голос при мужчинах, не трогать чужие вещи… ещё бы знать, соблюдают ли обычаи эти крестьяне и насколько точно и постоянно они это делают…
Далее. Оставшиеся четверо – парни. Заруба курсант Лётного училища, Ратмир и Стожар служат срочную (у Ратмира через пару месяцев служба закончится), Огнедар – школьник, на два года старше Малёны.
Нина свернула файл.
Вот она — современная деревня! Образованные люди по своей воле живут на берегу озера и ведут собственное натуральное хозяйство – и даже не пытаются перебраться в город, где жизнь намного легче, и всё можно купить в магазине… но в деревне и продукты все свои, и одежда своя, и вода родниковая, и воздух чистый… и воля делать, что душа просит…
Но… как может образованный человек… да ещё с двумя высшими… верить в водяных-леших-домовых… всерьёз?
И осеклась. А сама-то? Подносить хлеб идолам по утрам стало уже привычным – но… это просто на всякий случай… вдруг они действительно есть?.. эти боги…
Ведь боги славян – их предки и силы природы, местное солнце, лес, поле, вода, огонь… все обряды построены на уважении и почитании не только предков, но и стихий и сил природы… и считается, что все они – воплощения единого бога Рода… а люди, дети и внуки божьи, живут при Роде… а внуки богов – сами боги!
Изучение культуры и обрядности местных общин является основным направлением научного отдела музея, даже конференция проводится раз в два года на эту тему!
Все деревни охвачены экспедициями научного отдела музея, почти в каждой хоть раз проводили запись песен или обрядов – переселенцы сохранили свой уникальный диалект и при записи рассказов важнее всего был не текст, а говор.
Но… в основном так получается, что фондовики не знают тем, которые изучают научники, а научники не знают предметов, которые хранятся в фондах – план у каждого отдела свой, и тематика работ своя.
И… территория расселения родноверов огромна, деревни небольшие, а финансирование экспедиций не настолько регулярное и обильное, как хотелось бы… — и потому ещё есть деревни, где музейные сотрудники не были ни разу… в некоторых случаях причиной была отдалённость деревни и необходимость долго идти пешком (с прилетевшими в деревню на флайере учёными дамами местные мужики зачастую говорить просто отказывались, и потому приходилось оставлять флайер за три или более километров от деревни и идти пешком, а потом разговаривать с крестьянами через парня-киборга – крестьяне считали, что умная женщина должна знать обычаи и носить длинную юбку или платье, а если явилась в брюках, значит, обычаи не уважает и говорить с ней незачем, к тому же, говорить с замужней женщиной в отсутствие её мужа не совсем прилично), а в ряде случаев почему-то считалось, что в деревне взять нечего, раз уж там все образованные… и вряд ли держат в домах старые вещи.
Теперь надо узнать о девочке – и Нина снова открыла файл и прокрутила его до конца. Малёна. Пятнадцать лет, заканчивает девятый класс сельской школы, не отличница, но уверенная «хорошистка», умна, активна, любит животных, интересуется экономикой, любит рукодельничать…
Надо же, какое имя придумали! Но… это домашнее имя и до прохождения обряда взросления.
А это что значит? А это значит, что очередной обряд инициации девочкой не пройден. И это значит, что сейчас спрос с неё, как с подростка, а не как со взрослой девушки.
Так, а в свидетельстве о рождении — Славомира. Она сама так сказала. Слава мирная. Хорошее имя.
При прохождении каждого обряда, после каждой возрастной инициации меняется человек, а с ним меняется его имя. Пять или шесть возрастных изменений статуса за жизнь – и столько же смен имён. Но каждый раз менять документы трудно и накладно, да и как потом доказать, что вчера ты Малёна, а завтра Славомира?
Проще сразу вписать полное имя, а внутри семьи пользоваться домашними именами и менять их после обрядов.
Кому-то проще… поди упомни всех, как кого звали вчера и как назвать сегодня… и как будут звать завтра… но ведь как-то умудряются не запутаться!..