Итак, мы споткнулись на вдохновении.
Что делать, если оно всё-таки никак не приходит?
Конечно, есть возможность заставить кого-то другого подпихнуть ваше вдохновение сзади…
Этот «кто» – сам подберёт вам материал, простимулирует вас, спросит с вас результат.
Есть самые разные коучинги для писателей, где люди собираются группой и коуч даёт им иногда достаточно жёсткие рекомендации.
Ну например.
Встали в 5 утра:
– холодный душ,
– пробежка,
– завтрак,
– открыли форточку, позвали музу,
– сели и написали 100 слов.
Пробуйте и это, но помните технику безопасности.
Если вы сами заставляете себя – это более-менее нормально для психики, хотя и тут бывают иногда перегибы, и писатель чахнет над листом, как царь кощей над златом. Становится раздражителен, теряет аппетит… И всё это при отсутствии реального выхлопа в виде книжек.
Почему?
Теперь внимание!
Разрешать кому-либо заставлять себя – тем более не безопасно.
Вас не просто заставляют писать, вас, по сути, подчиняют, заставляя сотворить себе кумира из мало знакомого вам человека.
Да, без этого – эффект заставляния будет нулевым.
Не верите?
Вот казалось бы – зачем в коучингах, подразумевающих создание текста – пробежка, холодный душ и т.п.?
А всё просто. Написать книгу сложно, и эта сложность зависит не только от вашей лени. А вот встать в 5 утра – тут только лень.
Да, это трудно. Но вы преодолеваете трудности по команде постороннего человека.
И раз вы подчиняетесь коучу, выполняя распорядок, значит, психологически признаёте в нём наставника. У вас формируется эмоциональная привязанность к нему, он становится для вас авторитетом.
Вы начинаете безоглядно доверять тому, кому подчиняетесь.
Далее книга может выйти или нет, но дело сделано.
Вы признали некий авторитет.
А ему это и надо – чтобы вы ощущали доверие, приходили потом на другие семинары, платили деньги.
Чем жёстче он себя ведёт, а вы – терпите – тем сильнее привязанность.
Что-то вроде Стокгольмского синдрома, наверное.
Такая психологическая зависимость сродни эгрегориальному «захвату».
(Так. Стоп. Не ударяться в эзотерику… )
Сродни… ну, скажем, психологической зависимости, возникающей у тех, кто занимается сетевым маркетингом.
Есть там такая штука – тимбилдинг (англ. Team building — построение команды). Комплекс игровых методик, объединённых идеей сплочения команды. С помощью совместных игр из людей делают команду тех, кто эффективно продает.
Ну а на коучингах для писателей часто создают команду тех, кто активно платит за «науку писать».
Возникает игровая команда, игровое чувство локтя, это реально поднимает настроение и помогает расставаться с деньгами.
Нет правил без исключения, но будьте осторожны.
Я «пробовал» разные коучинги.
1.Есть «мягкие», где условия вполне игровые, и из этой игры легко выйти. Такие, в общем-то, ничего, кроме пользы не принесут. Так или иначе – они расширят ваш кругозор, «взбодрят» морально, активизируют какие-то идеи, планы. Мягкий коучинг, скорее, создаёт группу единомышленников, чем группу «гуру и его ученики».
2.Есть «жёсткие», где коуч буквально давит на свою «паству». Если услышите что-то вроде: «Ты так и не решился записаться на наш курс? Значит, ты не хочешь изменить свою жизнь? Не хочешь написать свою книгу?!» – бегите подальше, это оно.
Да. Сейчас скажу страшное – религия тоже построена на подобных принципах. Она так же старается привязать верующего через жёсткие самоограничения и формальные требования – посты, обязательные ритуалы.
Суть одна: ограничить, потребовать соблюдения придуманных правил, завязать на… себя, группу и т.п.
Чтобы мне не взорвать кому-то случайно мозг, просто посоветую книгу: Юваль Ной Харари. «Homo Deus: Краткая история будущего». Там есть очень интересные параллели между бытованием религии и концерна «Пежо», например. Кому интересно – полистайте, кому не интересно – забудьте этот фрагмент.
В общем и целом – будьте осторожнее с коучингом.
Сформированная одним коучем привязанность сделает вас уязвимее к другим, подобным ему. Следующий коуч войдёт уже на подготовленную площадку.
Вообще с коучингами, конкурсами писательского мастерства и многим другим — вред и польза зависят от дозы.
Как с ядом или лекарством.
До какого-то момента такие практики полезны, особенно, пока вы вписываетесь в некие «рамки», потом они же начинают вас сковывать этими же «рамками».
Уф-ф. Закончили про вдохновение. Такая мука его воспитывать)
Мысли.
Заставить свой мозг думать — тоже непростая задача.
Чтобы направить мысли в нужную вам сторону, пробуйте любые «завлекалочки» для мозга.
Мозг ленив, ну просто как… Как я.
Его надо обмануть, сделать сложную задачу внешне простой.
*обещайте себе написать сегодня… ну, буквально два абзаца!
*рисуйте картинки.
*ищите в сети фото людей, похожих на героев.
*рисуйте карты.
*составляйте яркие планы будущего текста.
Всё это здесь уже не как работа с эмоциями, а ловушки для заманивания мыслей. Чтобы мозг «увлёкся» и сам начал раскручивать вашу историю, «играть» в неё.
Ну и придумывайте себе «награды» – «вот напишу книгу и… куплю себе новый ноут. Телефон! Поеду на Мальдивы»…
Чё-то я загнул с Мальдивами, да?)
Вообще ваш мозг стремится максимально снизить затраты энергии на ту или иную деятельность путём создания своеобразных «макросов» — автоматических действий, которые вы выполняете по шаблонам, не думая.
Вы и не заметили, как раз..! И написали очередную банальщину.
А это он схитрил, обманул хозяина.
И тут вы попадаете в цуцванг дилеммы:
1. читатель лю-юбит банальщину.
2.вам сты-ыдно такое писать.
Ну, да, читатель любит. А почему, кстати?
Почему, например, герои сотен текстов раз за разом «просыпаются в незнакомом месте?»
Я даже не упомню, сколько читал романов с таким началом.
Читатели плюются и… читают с удовольствием.
Почему? А потому что именно эта сцена вызывает у читателя всплеск гормонов.
Он сразу себе очень ярко представляет, что ощущаешь, когда просыпаешься (после пьянки, например) в незнакомом месте и ничего не узнаёшь.
Кто я? Где я???
Организм описанное в книге состояние сразу распознаёт и… впрыскивает в кровь гормоны. И читатель уже соощущает герою. Его уже вставило!
Понимаете?
Ещё ничего не понятно. Сюжет не закручен. Да что там сюжет – экспозиция не достроена! А читатель уже «готов»! Он твой.
Ну и что, что сотый раз? Вы же борщ ели больше 100 раз, и каждый раз нравится, да?
Представьте лимон? Вот он лежит на блюдце, нарезанный тоненькими пластиночками. Берёте серебряную вилочку с двумя зубьями. Поддеваете серпик лимона. Кладёте в рот…
Слюна же выделилась, верно?
В реале? Выделилась, пока вы читали?
Ну вот и у читателя уже всё выделилось, что требуется, когда он читает банальнейшее описание: «Иван проснулся голый в незнакомой комнате рядом с незнакомой девушкой!»
Автор бьёт в узнавание ситуации, и идёт выброс гормонов на это «узнавание».
А гормоны, извините, но это – страшная вещь. И дальше за писателя работает гормональный баланс читающего.
Хорошо это? Ну, как сказать.
Ведь человеческая мысль оскудевает от потребительства.
Читатель постоянно берёт «готовое» и тупеет.
И с каждым новым помахиванием под носом долькой лимона, слюна у него выделяется всё скуднее.
Сегодня ему кажутся длинными слова из семи букв, завтра – из шести, а через три «дня» мы и до предлогов дойдём. И что потом? Все на комиксы?
А что писать?
Ведь, во-первых подобных ситуаций, где гормоны срабатывают одинаково у многих, далеко не вагон и маленькая тележка.
Во-вторых, ну сколько уже можно на них паразитировать? Автор-то тоже тупеет.
Что делать с читателем – не знаю, а для собственного мозга завтра будет лайфхак №3.
0
0