На прямые вопросы «Незнакомка» отвечает честно, но, по возможности, кратко. Экипаж, как и у нас, из одного пилота. Скоро заработает видеоканал в нашем формате передачи данных. Увижу, как выглядит моя спасительница.
Для пробы запустили аудиоканал. Голос женский, приятный, но явно компьютерный. После этого «Незнакомка» попросила паузу на сорок восемь часов для изготовления адаптеров к нашим каналам связи, изучения языка и культуры Земли.
Через сорок восемь часов поинтересовалась, не возникли ли у меня потребности в каких-либо жизненно необходимых ресурсах и попросила паузу ещё на сорок восемь часов. Объяснила это сложностью изучения нашей противоречивой композитной мультицивилизации.
Жалко… У меня столько вопросов накопилось. Но делать нечего. Загрузил в очередь на передачу еще пачку документов. В этот раз – по устройству корабля. И пошел отсыпаться.
Знания пришельцев о Земле обширны, но не систематизированы. Они правильно оценивают наш научный и технический потенциал, но плавают в деталях. С социологией ещё хуже. Это понятно. Трудно разобраться в социологии, просматривая фильмы, телешоу или ролики из Интернета. К тому же Незнакомка — капитан звездолёта, а не социолог или экономист. До этого рейса вообще не знала о нашей цивилизации. В последний момент, уже после старта, получила задание пролететь через три звезды, собрать информацию с автоматических станций. А также — минимальный набор знаний о нашей цивилизации.
Наконец-то можем говорить по-настоящему. Хоть и через компьютерный транслятор. Незнакомка сказала, что они тоже используют для общения звуковые частоты, но более высокий частотный диапазон. К тому же, она сейчас в космической биоформе. Предложил для общения использовать имена, а не безликое «кап». Согласилась. Сообщила, что ее пол в данный момент активный. Что приблизительно соответствует нашему женскому. И предложила мне выбрать для неё имя. Её имя в наших звуках не выражается.
Вообще с полами пришельцев я пока не разобрался. Их система полов более сложная, и в нашу напрямую не транслируется. Но она обещала подобрать аналог, как только получше разберется в нашей культуре. Сказала, что изучает её всё свободное время. О своей культуре пока молчит. Говорит, сначала должна установить уровень развития нашей цивилизации. У них строгие правила.
Нельзя передавать дикарям высокие технологии. Какие считать высокими, какие — нет, зависит от уровня развития дикарей. Я так понял…
Кто мне объяснит, почему я предложил ей имя Марико? Разве мало хороших русских имён? Надежда, например. Очень актуально. Почему я предложил ей японское имя из древней компьютерной игрушки? Принцесса Марико, которую должен спасти отважный проходимец. По факту, как бы, она меня спасает… Но Незнакомка имени обрадовалась.
— Теперь у меня есть имя на вашей планете. Получить имя на чужой планете — это высокая честь. Я горжусь своим новым именем, — сказала она. Надо понимать, я постиг кусочек культуры далёких миров.
Ну, раз всё настолько серьёзно, сделал соответствующую запись в бортжурнале. Капитан имеет право регистрировать имена, например, вновь родившихся пассажиров.
Заработал двусторонний видеоканал в стандартном формате земных протоколов. Моей заслуги в этом мало. Марико говорит, что её заслуги — тоже. У неё на борту установлен очень хороший имитатор искусственного интеллекта. (Так и сказала — не ИИ, а имитатор ИИ. Наши кибернетики с ума сойдут от этой фразы.) Он и заведует разработкой новой аппаратуры.
В общем, теперь можем делать друг другу видеозвонки. Правда, вместо кадров из рубки «Незнакомки» идет компьютерная симуляция.
— Мы сильно отличаемся от вас внешне. К тому же я сейчас в космической биоформе. Это может создать неправильное представление о красоте нашего облика, — объяснила Марико.
И что я увидел на экране? Обнажённую фигуру из живого серебра. Фигуру ЗЕМНОЙ женщины. Очень даже пропорционально сложенной. Со всеми анатомическими подробностями.
— Ух ты!.. Марико, ты уже ознакомилась с понятием одежды? Одежда очень важна в культуре нашей цивилизации.
— Беру паузу на сутки, — сказала Марико и отключилась. А я порылся в архиве периодики и отправил на борт «Незнакомки» двухлетний комплект журнала мод. (Знал, что в стандартном информационном обеспечении он есть, но никогда не думал, что когда-нибудь мне понадобится. «Знание-сила», «Наука и жизнь», «Юный техник», комиксы всякие, журналы для мужчин – куда ни шло. Но журналы женской моды… А вот поди ж ты…)
— Спасибо, — пришел ответ от Марико через пару минут. А ещё через
несколько секунд:
— Моя реакция правильная?
— Абсолютно правильная, — квитировал я.
Незнакомка уже осваивает учебник этикета. Мне тоже в срочном порядке нужно его прочесть! Иначе может случиться дипломатический конфуз.
Разобрался с половым вопросом пришельцев. Это нечто! Правильно Марико говорила, что всё не так, как у нас. Пола у них три. Представитель каждого пола может пребывать в двух формах: активной и пассивной. Активная форма способна к воспроизводству потомства. Иными словами, может детей рожать. Пассивная только поставляет генетический материал. Марико говорила, что находится в активной форме. И аватарку себе выбрала женского пола.
Семьи у пришельцев имеются. Обычно из двух особей различных полов. Иногда — из трёх. Наличие в семье двух партнеров одного пола не запрещено, но встречается редко и считается не совсем правильным. По этой же причине редко встречаются семьи из четырёх партнеров. Ребёнок наследует пол одного из родителей. И при рождении имеет активную форму. Сменой формы научились управлять в незапамятные времена. Сначала — подбором диеты, а в настоящее время — приемом гормональных препаратов.
Марико уже второй раз в активной форме. Но ещё не рожала, и детей не имеет. Работа не способствует… Очень удивилась, когда узнала, что меня на Земле ждет партнер в активной форме и ребёнок, тоже в активной форме.
— Сейчас я правильно одета? — спросила она на следующем сеансе видеосвязи.
— Правильно. Стильно и очень красиво. Но было бы ещё красивее, если б глаза твоей аватарки были как у людей.
— Можешь показать образец?
На секунду смутился. Потом переслал Марико фотографию Ларисы с семилетним Зинулёнком на руках. И прочитал краткую лекцию об устройстве глаза и назначении зрачка. Через час у Марико были глаза Ларисы. Это лучше, чем слепые металлические бельма. Но фигура из темного металла в платье из более светлого всё равно производит неизгладимое впечатление.
Занимаемся с Марико языком и культурой. Похоже, язык она изучила. В голосе появились акцент и интонации. Вначале шел ровный, безинтонационный компьютерный перевод. Да и паузы между вопросом и ответом уменьшились до естественных при разговоре.
Занятия односторонние. На меня сыплются вопросы, а я стараюсь дать на них развернутые ответы. О культуре своей цивилизации Марико распространяться не хочет. Говорит, это будет серьёзным нарушением их правил, так как у неё нет разрешения вступать в контакт с цивилизацией неопределенного статуса.
— А то, что сейчас происходит — это не контакт? — интересуюсь я.
— Мы слишком далеко от вашей звезды. На настоящий момент зона карантина распространяется приблизительно на сорок светолет, если считать в ваших единицах. Формально мы вне зоны карантина, и мои действия не нарушают правила. После моего рапорта зона будет расширена. Но это не главное. Ты послал просьбу о помощи. Когда один пилот получает просьбу о помощи от другого пилота, все законы отступают на второй план. Это традиция. Традиция сильнее закона.
Хоть Марико и скрывает свой настоящий внешний вид, некоторые детали проскальзывают. Например, запредельная для человека гибкость суставов. В моей голове бродит лёгкое подозрение, что конечности у Марико как у осьминога. Ну не могут обычные суставы выворачиваться в обратную сторону.
Когда об этом зашел разговор, я разделся до плавок и продемонстрировал пределы подвижности своих суставов. Марико тут же скорректировала модель.
— У тебя прямая связь мозга с компьютером? — поинтересовался я.
— В космической биоформе — да. А у тебя разве нет? В пакете информации о вашей цивилизации много раз встречалось упоминание о прямой связи мозга и компьютера. Нейрошунты, шлемы и камеры виртуальной реальности… Мы неверно распознали их функции и назначение?
— Распознали верно. Только это — фантастика… — смутился я.
— Фантастика… Поняла! Вы отрабатываете на моделях варианты развития цивилизации, чтоб выбрать наилучший вариант?
— И это тоже, — краснея от стыда, промямлил я. — Но главное, чтоб не попасть в наихудший. А для многих фантастика просто игра ума. Развлечение, не больше.
— Наверно, очень сложно управлять кораблем без прямой связи? — поинтересовалась Марико.
— Бывают сложные моменты, — не стал спорить я. И показал пульт управления кораблем в режиме самодиагностики. Чтоб на экранах мерцали и переливались шкалы.
— У меня всё это здесь, — Марико коснулась ладонью лба. — Но не так много сразу.
— У меня тоже не так много сразу. Обычно светятся только те приборы, которые нужны в данный момент. Или те, с которыми что-то не так. Я включил все чтоб показать тебе.
Марико замерла на полминуты, и за её спиной вместо серого фона возникла копия рубки моего корабля.
— Так лучше?
— Так привычнее, — улыбнулся я.
Очередной сеанс связи. Перед металлической фигурой Марико над металлическим же журнальным столиком плавает в воздухе полупрозрачная модель моего корабля.
— Значит, в этих баках хранится хладагент, — Марико погружает руку в голограмму и двумя пальцами вытаскивает горошину бака.
— Да.
— Почему баки такие маленькие, и почему их так много? Может, лучше изготовить несколько больших? — она отпускает бак, и тот улетает на своё место в голограмме, словно притянутый резинкой.
— Не знаю. У меня есть чертежи корабля, но нет комментариев, почему детали сделаны так, а не иначе.
— А это — бак для рабочего тела? — Марико вытаскивает из голограммы следующую деталь.
— Нет, это плавильная камера для рабочего тела. Рабочее тело хранится в виде твердых брикетов. Они плавятся перед подачей в двигатели.
— Вода может использоваться в качестве рабочего тела?
— Может, если перенастроить двигатели. Но двигатели тогда смогут дать лишь двадцать процентов от полной тяги, и расход рабочего тела будет очень большим.
— Трюм твоего корабля сейчас пустой. В нем можно установить большие баки для воды.
Прикидываю, сколько тысяч тонн воды мне потребуется на обратную дорогу. Прощай, оранжерея. Прощайте джунгли на гидропонике…
— Перенастроить двигатели я могу. Но на борту нет материалов и оборудования для изготовления баков. Нет насосов для перекачки воды. Всё лишнее я выбросил в космос, чтоб совершить последний прыжок.
Марико строит недовольную гримаску. В этот раз — правильную. И соответствующую ситуации. По их понятиям загрязнять космос посторонними предметами нехорошо.
— Баки можно изготовить из вещества металлических метеоритов. Оборудование у меня есть. Ты должен представить схему расположения баков, трубопроводов и насосов. И документацию для изготовления насосов. Сгодится образец насоса.
— Мне нужно время на обдумывание проекта. Сутки.
— Принято.
Перенастроить движок на Н2О… Первые опыты именно с водой и производили. По сравнению с химическими двигателями это был прорыв. Потом отказались. Дело в том, что Н2О — молекула. Её разрывает на части, на атомы. А атомы имеют разную массу. Бегущее поле не может одинаково эффективно ускорять атомы разной массы. Если настроить волну на тяжёлые атомы, то лёгкие сначала обгонят волну, а потом… Потом волна их догонит и обгонит, ускорив лишь на чуть. Нужно — как серфингисту — держаться на гребне волны. Не отставать, но и не обгонять. Только тогда на всей дистанции разгона ускорение будет максимальным.
0
0