5.Наталия Медянская «Пока светит Пламя»
https://author.today/work/12088
Продолжаем разбирать, как выстроена экспозиция.
В этом романе пролога нет.
Экспозиция начинается со знаковой сцены:
«Птицы были всюду. Остроклювые головы из белого мрамора, точно охранники, венчали верхушку городских врат; железные барельефы маленькими глазками цепко следили с фасадов домов за текущей по улицам людской рекой. А высоко, в пронзительно синем небе, над шпилями городских крыш парили белые крачки. Да и название у города было какое-то птичье – Хоррхол».
Сразу скажу, что «птицы» – это своеобразный знак, сквозной мотив. Он скоро сыграет, потому в самом начале главы – он очень и очень на месте. Задаёт тон, намекает на таинственность, вносит нотки тревожности.
Далее экспозиция у нас прямая – героиня оглядывается, описывает город, а автор тем временем ненавязчиво описывает героев – брата и сестру – Катрину и Бенедикта Харт. После смерти отца они покинули родные места и прибыли в слегка таинственный город посреди моря.
«Девушка загрустила, вспомнив причину, по которой пришлось им с Беном бросить родину, и украдкой смахнула выступившие слезы.– Ты чего? – Как ни таилась Кати, мистер Харт заметил и ободряюще притянул к себе сестру. – Не бойся, всё наладится. А если не сразу – так я устрою. Ну не примет нас тётушка, мы всегда можем пойти в трактир. На первое время деньги есть, а на потом и загадывать глупо. Мы молоды и здоровы, справимся».
Неспешная экспозиция, медленное развитие сюжета. Здесь всё, в общем-то, в духе хороших исторических романов.
Чтобы быть полезным автору, продолжу анализ чуть дальше экспозиции.
Фабула такова: остановившись у тётушки, брат и сестра идут обедать в таверну, там замечают некую загадочную красотку, затем на улице им приходится убегать от неких Воинов Ордена Пламени, и давешняя красотка неожиданно приходит им на помощь. Она намекает Бенедикту (брату) на не очень приятные знакомства (он раньше бывал в этом городе, убежав в юности из дома), показывает загадочный медальон.
Казалось бы – вот она, завязка?
Но нет, напряжение спадает, конфликта не возникает, брат и сестра возвращаются в дом тётушки.
И только утром сестра просыпается, ее будит птица. (Помните, сквозной мотив?)
Птица приносит загадочное письмо с загадочной печатью (=медальон красотки). Сестра, не открывая письма, спешит к брату. Тот забирает письмо, и… захлопывает дверь перед носом любопытной сестры.
Вот только тут между братом и сестрой проскакивает искра, разверзается пропасть тайны и происходит завязка.
Важны ли события, которые происходят МЕЖДУ экспозицией и завязкой? История с воинами и красоткой?
По сути – не очень. Они отвлекают внимание, снижают динамику повествования. Ведь читателю и из экспозиции известно, что брат уже бывал в этом загадочном городе. И дополнительной информации сцена с красоткой не даёт.
Мало того, эта сцена опасна, она создаёт этакую ложную завязку. Отвлекает от той самой замечательной птичьей линии.
Что мне ещё показалось важным? Имена героев. Обычно, для слов «от автора» выбирается какое-то одно имя героя или героини. Если она для автора Катрина, то мисс Харт ему же её называть уже нежелательно, это запутывает читателя. А вот герои могут называть её и мисс Харт, и Кати.
Вернёмся к экспозиции. Она здесь прямая, герои, место и время действия, а так же фантантураж – заданы достаточно подробно, но без лишней избыточности.
6. Евгений Булавин «Песнь Синего Замка»
https://author.today/work/35145
Здесь у нас чёткая, как по учебнику, межистория («цвишенгешихте»). Экспозиция разбросана по тексту крошечными намёками. Мир и герои обрастают мясом от главы к главе.
Автор начинает рассказ с места в карьер, по Веллеру это, я думаю, «сильное действие». Первая фраза очень эмоциональная, отшлифованная, скрывает в себе и действие, и состояние героя.
Очень самобытная стилистика, к сожалению, весь роман не читал, интересно, как там с сюжетом?
7. Эн’Варко «Призрачные берега»
https://author.today/work/18565
Пролога нет, но есть цитата.
Существует такой приём, когда автор приводит цитаты из летописей своего мира. Вот и здесь перед нами одновременно и цитата, и художественный текст.
Таким образом, хоть пролог и отсутствует, на «цитату» ложится часть смысловой нагрузки пролога. Она характеризует авторский мир, который сейчас откроется перед нами, как «изнанку», некий искажённый, вывернутый мир.
Открываем первую главу. Мир и в самом деле оказывается вывернутым: красное небо, чёрные башни, близится ночь великого жертвоприношения. Страшный мир с Орденом Вельзевула, юные адептки которого готовятся завершить обучение.
И тут же стремительно следует завязка, достаточно сильная и классическая по построению: с одной из адепток происходит событие, после которого судьба её изменяется.
Что мы видим? Прямая, короткая, ёмкая экспозиция, стремительная завязка. Понятно, что перед нами фэнтези, вряд ли эпическое – слишком велик темп, скорее, любовное или боевое, или смешаны оба поджанра.
8. Наталья Болдырева «Два сердца Дио»
https://author.today/work/25
Здесь автор, начав скупыми штрихами набрасывать пейзаж, дал мне, было, надежду, что экспозиция будет прямая, но её не случилось совсем.
Нескольких фраз описаний в самом начале текста оказалось слишком мало, чтобы задать мир.
«В час между собакой и волком, когда улицы еще светлы, а стены домов уже отбрасывают глубокую тень, по широкому проспекту Города шли двое. Шаг их был скор, ноги, казалось, не замечали ни пустых провалов открытых канализационных люков, ни глубоких трещин во вспоротом корнями деревьев асфальте. Взгляды скользили по темным проемам окон».
Здесь автор мог бы начать пояснять, что за мир, что за люди идут по городу, но автор перешёл к действию. Значит перед нами опять межистория («цвишенгешихте»). Мир и герои будут раскрываться постепенно, на протяжении всего романа.
Далее, герои снимают с чужой разбитой машины брезент, пожадничав, в общем-то, и пренебрегая осторожностью. Конечно, сейчас они поплатятся за это. То есть — быстрая завязка и… паанеслась.
По построению ожидается боевик, боевая фантастика.
9. Максим Лагно «Адам Онлайн»
https://author.today/reader/18455/121789
Ну а тут уже даже и без намёков: классическая межистория («цвишенгешихте»).
Автор кусочками выдаёт рассказы о мире, довольно коротко и вкусно, но тут же перескакивая на действие.
«Значок нашего Ми-200 СУ перемещался по территории, заштрихованной жёлтым и чёрным. Формально земли принадлежали Китайскому Казахстану, автономной республике в составе Китая, на деле — никому. Несколько десятков лет прошло после даты последней ядерной бомбардировки. Высокая радиация обещала пробыть здесь ещё пару веков».Лучшего места, чтобы обустроить незафиксированную точку доступа в Адам Онлайн, не найти…»
Как бы рассказал чуть-чуть – и дальше поехали. По строению – боевик. Динамика плюс скупые, но эффектные описания.
10. Каваев Игорь «Моя сестра — анимешница!»
https://author.today/work/23692
Экспозиция прямая – герой медленно и по порядку рассказывает свою историю. Тип по Веллеру – автобиографическая.
Мне экспозиция показалась затянутой. Герой заявляет, что сейчас будет завязка:
«Вот здесь я и встретил ее, мою любимую».
Но вместо истории про встречу с любимой, начинает рассказывать про некого практиканта Лёху, у которого голова загорелась.
Затем герой снова намекает про встречу с любимой и снова «сливает» обещанный рассказ, отвлекаясь на другой.
И только с третьего подхода начинается действие, которое ведёт к завязке.
Это вполне может быть приёмом, потому помечаю именно как «показалось».
11.Алексис Канте «Странствие»
https://author.today/work/25951
«Повествование от лица семи главных героев, соответственно, первые семь глав — семь видов экспозиций» – это мнение о тексте автора.
Я прочитал полторы главы и полистал остальное.
Экспозиция здесь одна – та же самая немецкая цвишенгешихте. Потому что мир раскрывается с точки зрения разных героев, но – постепенно, дозированно.
А то, что в фокус автора попадает несколько персонажей – обычный прием, применяемый в эпическом фэнтези, где надо показать, как огромен и разнообразен описываемый мир. Единственное отличие – автор непривычно много героев включает в повествование поочерёдно.
Поясню.
Например, у нас 7 условно более-менее главных героев, которые будут в фокусе в эпическом фэнтези. (Это – нормальное число, вспомним ту же «Игру престолов»).
Пронумеруем героев по порядку: 1,2,3,4,5,6,7.
Обычно повествование с многими героями строят как-то вроде:
Глава 1 – герой 1,
Глава 2 – герой 1,
Глава 3 – герой 1,
Глава 4 – герой 1,
Глава 5 – герой 2…
Глава 6 – герой 2…
Глава 7 – герой 2…
Глава 8 – герой 2…
Глава 9 – герой 1…
Глава 10 – герой 1…
Глава 11 – герой 1…
Глава 12 – герой 3…
Глава 13 – герой 3…
Но. Мне не попадалось романов, где повествование шло бы так:
Глава 1 – герой 1,
Глава 2 – герой 2,
Глава 3 – герой 3,
Глава 4 – герой 4,
Глава 5 – герой 5…
Глава 6 – герой 6…
Глава 7 – герой 7…
Понятно, в чём отличие? Читателю обычно дают привыкнуть к паре-тройке героев, вжиться в их проблемы, потом перескакивают на следующую группу и т.п. То есть рассказ идёт объемными кусками, которые перемежаются: несколько глав про одного героя или первую пару, потом кусок про третьего. Потом опять возвращается к первому, но не главой, а несколькими главами.
Поглавно, каждую главу меняя фокус, играют обычно парой героев. Иначе повествование рассыпается на фрагменты.
И дело не только в том, что читателю трудно следить и запоминать, где и что происходит с таким количеством героев поочередно. Это ещё и технически сложно для самого автора – вести каждую историю героя со своей экспозицией, завязкой, кульминацией и развязкой.
Вернемся к роману «Странствие». Если в первой главе предположить, что описание пейзажа – это всё-таки экспозиция, а находка трупа на скале – завязка, то следующая глава нарушает наши планы, и мы понимаем, что не удалось выявить сложную логику такого построения. Потому что 2 глава также начинается с пейзажа того же самого мира, только перед нами не океан, а степь. Плюс надо учесть то, что во 2 главе – завязки не происходит вообще: ничего особенного с персонажами не случается – ехали себе и доехали.
Потому приходится предположить, что пейзажные зарисовки – часть повествовательной манеры автора, а существенные сведения о мире будут раскрываться постепенно, а значит, всё-таки – цвишенгешихте.
Что ж, композиция выбрана сложная, удачи автору. Надеюсь, у него всё получится.
12. Итта Элиман «Берег птицелова»
https://author.today/work/29134
Пролог сделан в двух разных манерах – классический, когда в двух абзацах перечисляются основные события, которые предшествуют описываемому в романе, и следом идёт живая зарисовка – тоже этакий предзвоночек.
Обычно для пролога выбирают всё-таки одну манеру, второй кусочек, в общем-то, уже начинает тянуть на себя нагрузку первой главы.
А потом начинается первая глава… И возникает некоторое неудовлетворение. Мы-то уже заинтересованы таинственной «командой», хорошо и ярко обрисованной, с которой жаль расставаться.
Экспозиция в первой главе снова немецкая, цвишенгешихте, потому что мир рисуется скупо, выдаётся кусочками, и из первой главы трудно сделать какие-то выводы об этом самом мире, о героях, о возможном конфликте.
Повествование размеренное и неспешное. О композиции тоже пока мало что можно сказать – перед нами всего две главы.
13. Мила Бачурова «Пароль «Аврора»
https://author.today/work/14590
Ну тут вообще всё просто. Экспозиции, в общем-то нету.
Вторая книга. Автор сразу же берёт «с места в карьер», почти ничего не поясняя по ходу повествования.
Предполагается, что читатель первую книгу закончил и сразу приступает ко второй.
Можно сказать, что отсутствие экспозиции компенсируется здесь аннотацией, где кратко рассказано, что было в первой книге.
0
0