Начну издалека.
Вчера доделывал обложку для книги моего хорошего друга. К сожалению, он – человек старой школы и в интернетах почти не выкладывается, предпочитает бумагу, потому ссылку «на почитать» дать не могу.
Я не очень хороший дизайнер, но постепенно жизнь заставляет осваивать всё новые приёмы обработки и рисования простых графических картинок, а в силу профессии я знаю соотношения между шрифтами, симметрию и асимметрию пустот и заполненостей. В общем, кое-что получается иногда.
Обложка для печатной книги – это немножко иначе, чем обложка для книги электронной. Там можно и фактурой поиграть – глянцевое или матовое, гладкое или шероховатое. И с размерностью.
И вот сижу, вожусь потихоньку. Концепт уже был, надо было подогнать под него общее расположение компонентов.
И вот когда условное «карты» (куски смыслов) у тебя уже на руках, что ты делаешь? Ты медленно, даже наощупь, собираешь из них новый, некий никому неизвестный смысл: то чуть увеличиваешь шрифт, то смещаешь какой-то фрагмент изображения на миллиметр-другой, смотришь, опять смещаешь… Опять увеличиваешь шрифт на пару пунктов. Видишь, что выбивается из гармонии – уменьшаешь фрагмент. И всё равно как-то не так, чего-то не хватает…
И вот я зацепил пару букв, чуть растянул, процентов на 10… Смотрю – ну и как оно? Гармонирует? Или опять не то?
И вдруг – как будто кулаком ударило на уровне сердца. И больно стало.
И тут же пришло понимание – вот от такого сочетания шрифтов, цифр, рисунков, если долго смотреть, становится больно. Значит, именно это сочетание – правильное.
Я плохой оформитель, у меня первый раз вышло вот так.
Но с текстом что-то похожее бывает, скорее, в норме, чем случайно.
От правильно выстроенного текста делается щемяще-больно. И это всё, что нужно знать о композиции.
Вернусь и подчеркну тот момент, что выявлять элементы композиции в идеале нужно постфактум, то есть в уже написанном тексте. Когда вы сели редактировать, допиливать, шлифовать.
Тут важно найти свою гармонию.
*Если писать и жёстко ориентироваться на мелкие элементы композиции, тщательно развешивая «ружья» и выписывая «крючки» – можно сгубить общую живость текста.
*Если совсем не думать о том, что всё-таки есть хотя бы завязка-кульминация-развязка – тоже можно загубить, но уже сюжет. Герои будут очаровательно-живые. Но бестолковые. И «ходить будут кругами».
Ищите «золотую середину».
И помните: если вам кажется, что вы не знаете основных приемов композиции, это не означает, что вы действительно о них не знаете.
С раннего детства вы слушали сказки, потом читали книги, смотрели фильмы. И все эти сказки-книги-фильмы давали вам и образцы композиции. Вы изучали её, сами не подозревая об этом.
Часто спрашивают: для кого нужно писать книги – для читателя или для себя.
Это зависит от задач.
*Если вы делаете стулья штучно – вы и есть их первый хозяин, хотя можете потом и дарить, и продавать свои поделки.
*Если ваше ремесло поставлено на поток, если по углам мастерской – горы ножек и спинок – тогда вы просто делаете стулья на продажу. Они заточены под вашу ЦА – цветом, удобством, устойчивостью.
Так же и с книгами. Есть творчество, и есть ремесло. И есть момент, когда это сочетается в вас.
Но. Важно, чтобы внутри вас правильно стояли акценты.
*Если вы творец – не ждите продаж, с ними может повезти, но это будет везение. Не ждите толпы читателей, признания критиков и т. п. Вам и здесь может повезти – но это тоже будет везение: совпадение вашего уникального опыта и потребностей ЦА, ну или мира, Вселенной, если хотите.
*Если вы ремесленник – не ждите серьёзного разговора об искусстве, серьёзной критики, возможности остаться в истории, не ждите, что через 20 лет ваши книги будут читать и помнить. Может повезти, но не ждите.
Если вы знаете об этом – вы будете счастливы.
Ведь книги нужны разные. И место найдётся всем.
Почему через 20 лет? Потому что 20 лет – это одно поколение. Те, кто родился сегодня, через 20 лет будут задавать другой стиль потребленияжанровой литературы. Той, что удовлетворяет эмоциональные запросы читателя. Придумают новые вкусные-популярные жанры. И у них будет своя замена модным сейчас ЛитРПГ, бояръанимэ, лырам и иже с ними. А те, кому сегодня 20, кто сейчас читает лыр и ЛитРПГ – придут к власти, станут школьными учителями, чиновниками, продавцами и таксистами. И вот они будут ещё дочитывать то, что их вставило в 20 лет.
Классика литературы не погибнет, язык классики всё также будет жить, пока классику впихивают ребёнку в школе. Только тогда, когда забудут язык высокой литературы – тогда она и будет потеряна.
А вот ЛитРПГ не будут искусственно навязывать следующему поколению.
И через 20 лет, дети, возможно просто не смогут читать ЛитРПГ, потому что их интересы полностью сменятся, термины уйдут.
У них будет какое-нибудь своё смарт-рпг или мил-лыр.
Суть их будет той же – удовлетворить потребность в эмоциях, но игровой сленг станет иным.
Вот и всё. Кто знает, может быть » Не лепо ли ны бяшет, братие » – тоже когда-то было эмоциональным бестселлером для подростков.
Про героя
Я – тупой.
Я только сейчас понял, почему летом приходится срочно покупать другой шампунь.
Не люблю заморачиваться даже одеждой, не то, что шампунями. Джинсы меня примерно устраивают и зимой, и летом.
Но летом шампунь вдруг перестает меня нормально отмывать. И мне приходится покупать «тот, другой», который для лета.
И только сегодня я понял, что летом агрессии для волос больше – солнце, ветер, шапки нет, потею больше. Волосы постоянно то сохнут, то мокнут. Им нужен более щадящий шампунь, иначе они от этого подыхают и торчат!
Вот. Понадобилось 20 лет, чтобы додуматься)
Вот точно так же я не сразу понял, что с «Путём героя» нас жёстко разводят.
Я с удовольствием почитал Кэмпбелла и Воглера. И даже Молчанова. Учитывая, что Проппа я читал ещё в вузе, всё это показалось мне очень забавным.
И только когда я всё это попытался применить к классическим, а потом и к собственным текстам, я понял, что путь героя – всего лишь частный случай, а совсем не правила создания бестселлера.
Почему?
Да всё просто же.
Даже волшебные сказки, из которых «вытащили» этот путь и которые подходят под него идеально — они же не единственный сказочный жанр!
Есть бытовые сказки, сказки о животных. И нету там никакого пути героя!
А уж литературное многообразие – оно такое многообразное, хоть волком вой перед сессией.
Не повторяйте моих ошибок.
Т.к. я расскажу и про путь героя в следующей главе. Это интересно. Мы тут в комментах обсудили и выбрали следующей именно эту тему.
Но помните: это – не панацея.