Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман…
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран …
А. С. Пушкин, «Герой»
https://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1830/0551.htm
NB!Помните, всё, о чём я рассказываю, нужно знать, чтобы уметь всё это грамотно нарушать, понимая, где и какую цену вы за это заплатите. Ну, например: простая жёсткая композиция быстро привлечёт к вам нетребовательного читателя, сложная – требовательного, но в меньшем количестве…
В общем, на очереди – «Путь героя». Поехали!
Русский язык – прекрасен.
Я дико его люблю.
Вот смотрите:
*путь – это некое направленное движение, верно?
а… путы?:)))) Кто не уловил, ещё пару слов с этим же корнем – запутать, спутать?
Воот…Ну и где грань, между неким путём и плутанием без дела?
Как там в сказках: «Дела пытаешь, аль от дела лытаешь?»
К делу!
Структура сказки и мифа
Первым, кто вычислил схему написания «пути героя», по моему мнению, был Владимир Яковлевич Пропп (если не считать психоаналитиков, но до них мы ещё доберёмся).
«Морфология волшебной сказки», работа В. Я. Проппа, опубликованная в 1928 году, в ней он раскрывает строение волшебных сказок. (Морфология сказки – это строение сказки).
Пропп ещё в 20-х годах увидел, что в сказках есть повторяющиеся элементы. Эти элементы Пропп выделил и собрал в единую последовательную структуру. А уже позже её «дорабатывали» Кэмпбелл, Воглер и иже с ними.
Начал Джозеф Кэмпбелл. Книгу «Герой с тысячью лицами» (в некоторых переводах – «Тысячеликий герой») американский учёный написал в 1949 году.
Речь в книге идёт о моей любимой сравнительной мифологии.
Кэмпбелл использовал теории Фрейда, Юнга, Арнольда Ван Геннепа, а также исследования этнографовДжеймса Джорджа Фрэзера и Франца Боаса и психолога Отто Ранка. Из перечисленных я читал Юнга и Фрэзера.
Кэмпбелл, исследуя мифы народов мира, пришёл к выводу, что большинство мифов имеют общую сюжетную структуру. (Помним про Проппа, да?). По сути, эти мифы – путешествия некого архетипического героя.
Архетипического – это по Юнгу. Это означает, что в аналитической психологии есть такой структурный элемент коллективного бессознательного.
Приснится во сне, например, вода, и можно сразу этому образу пришить психологические архетипические ноги. Мол, вода, по Юнгу, – символ пребывающей во тьме души. Раз приснилась тебе, мил человек, вода, – значит, заблудился ты сам в себе примерно, как Эдгра По в стихотворении «Улалюм».
Вдоль рядов кипарисов-титанов
Брёл вдвоем я с душою моей,
Брёл с Психеей, душою моей.
Что-то в сердце моем непрестанно
Клокотало сильней и грозней …
https://www.litmir.me/br/?b=157341&p=28
А однажды мне приснилось, что я ем промасленную бумагу. Открыл Фрейда – гастрит, в поликлинику пошёл – опять гастрит. Вот она, сила архетипа!
Вообще-то, с героями психоаналитики литераторов опередили.
В 1909 один из учеников Фрейда, психоаналитик Отто Ранк в книге «Миф о рождении героя» выделил 12 признаков, которые обычно встречаются в героических мифах.
Все замечали, наверное, в детстве, что волшебные сказки – подозрительно похожи и между собой. Мне казалось тогда, что сказки кто-то друг у друга списывал. Ну, как студенты курсовики пишут – начало – оттуда, серединку – отсюда…
И так же похожи мифы разных народов. Да и мифы между собой, внутри «одной условной вселенной» – тоже похожи.
«Почему так?» – думал я. А потому что…
Что такое сказка? Правильно, это давно забытый миф.
А что такое миф?
Правильно, это некий дописьменный учебник. Он рассказывает неофиту, как устроен мир, кто в нём живёт, и как в нём выжить новому ученику.
Кэмпбелл считает, что основу героического мифа слагают символические формы выражения двух важнейших для коллективной и индивидуальной человеческой истории событий:
– сотворение мира;
– становление личности.
Иными словами, в героическом эпосе перед нами 1.космогонический миф и 2.ритуал инициации.
Рождение героя и его странствия соответствуют символике инициации (обрядов перехода из детского мира во взрослый), а подвиги, свершения и смерть – мироустроению, созиданию Космоса (порядка) из всеобщего Хаоса.
Заметьте, что человек здесь «главнее» мироздания. Сначала рождается герой, а потом он обустраивает мир.
А до этого что у нас с миром? А.. это. Бардак какой-то)))
Да, миф человекоцентричен. Как и вся наша цивилизация.
Ещё проще: чтобы сотворить землю, нужно убить героя. Первопредка. Отца человека. И нашим миром станет тело его.
Возьмём ну хотя бы Эдду, скандинавский эпос.
Великан Имир родился изо льда. Под левой рукой его сами собой завелись мужчина и женщина (то есть он и есть отец).
Имира убили боги – Один, Вили и Ве.
Парадокс? Как это? Мира – нет, боги есть?
А вот так: всё, что вне нашего сознания – то и не существует. Пришли откуда-то боги и убили.
И сотворили из него мир:
из мяса – сушу,
из крови – воды,
из костей – горы,
из зубов – скалы,
из волос – лес,
из ресниц – Мидгард (это наш с вами «серединный» мир),
из мозга – облака,
из черепа – небесный свод.
Красиво?
Есть таджикская поговорка: «Путник на овринге, как слеза на реснице».
Овринг – висячие мостки на отвесных скалах, тропа, выбитая в скалистой стене каньона. Митгард… «Серединный» мир людей, мир, между небом и бездной, сделанный из ресниц первого предка…
Кстати, из ран Имира вытекло столько крови, что в ней утонули все великаны. Спасся на ковчеге лишь великан Бергельмир («Ревущий как медведь») с женой и детьми.
Ничего не напоминает? Тело его… Потоп… И неожиданное имя скандинавского «Ноя» – Ревущий как медведь. Кто читал романы про индейцев, тот уже взял на карандаш этого новоявленного «чингачгука».
Вот таковы они, мифы. В них переплетается вся мировая человеческая история. Сейчас учёные считают, что первым нашим мифам примерно 100 тысяч лет.
Нет, они не сохранились. Но есть попытки реконструкции самых древних мотивов. И мотивы эти есть у народов Африки.
Первые мифы… Угадайте о чём?
О змеях. О том, как змея украла у человека бессмертие.
(Библия явно унаследовала что-то очень и очень древнее. А если мы 100 тысяч лет способны передавать из уст в уста миф, поверишь и в архетип)))
100 000 лет… 5 000 поколений людей…
Там, на заре становления добра и зла, ещё очень сложно было сказать «не убий».
В скандинавской мифологии убийство Имира – условно первое убийство в истории. С одной стороны – это злодеяние, с другой стороны – первый шаг к созданию мира.
Дихотомия – и добро и зло слиты в одно действие.
Таковы были первые боги – говорят, что они были сразу и богами добра, и зла.
Мы – наш разум – и есть то яблоко раздора на древе добра и зла.
Но вернёмся к мифам.
Легенды об Имире родственны и греческим орфическим легендам о происхождении мира из тела Диониса, и индуистским мифам о происхождении мира из тела Пуруши (Риг-веда). Ну а про тело Иисуса вы, наверное, и сами уже догадались.
Вот так глубоко копает «Путь героя».
И потому многие писатели радостно решили, что корни написания бестселлера лежат в повторении этого пути.
Итак, нам нужно разобрать два этапа: инициацию и сотворение мира.
Инициация
(Продолжение следует).