Ну вот мы всё-таки сели за стол.
Прежде, чем начинать писать, определитесь, ЗАЧЕМ вам нужен этот текст, чтобы потом не ругать себя и его.
1. Текст может писаться с практической целью:
*на конкурс, *на продажу, *для конкретного издательства или журнала.
В таком случае вам нужно определиться:
*на конкурс:
с сеттингом конкурса – какая тема, правила, что можно, что нельзя. Кто в жюри, какие тексты пишут сами члены жюри, что им будет понятно? Иногда важны политические взгляды жюри, либерализм, патриотизм и т.д.
*на продажу:
посмотрите, что сейчас хорошо покупается, купите и почитайте пару-тройку популярных текстов у той группы читателей, которая вам ближе. Здесь вам важна будет вся эта нудятина про ЦА (целевую аудиторию) – что любят, чего не любят, где рыбу заворачивали. Важно сразу подумать про рекламу, про яркую обложку, про излюбленных героев.
*для конкретного издательства или журнала:
важно хорошо ориентироваться в политике издательства или журнала, знать, например, какие серии публикует издательство, постараться вписаться именно «в серию».
Не очень творческие вещи предлагаю? Так это же у нас «песни правильного соловья». Если вы вызываете сантехника, вы же не ждёте, что придёт учитель игры на гобое со своим инструментом? Ну вот и от вас на конкурсах, в издательстве, в ЦА, которая готова покупать, ждут тот текст, который нужен им, а не тот, что вам по ночам снится.
Да, может повезти, и ваше детище вдруг совпадёт с политикой редакции, темой конкурса и интересами ЦА. Но шансы не так велики, как хотелось бы.
2. Текст может писаться для развлечения. А почему – нет?
В таком случае вы можете делать вообще, что хотите. Ну вот вообще. Есть у нас на АТ забавные авторы-тролли, вроде Вобланда, которые ведут некую собственную «игру в писателя». Эпатируют, троллят своими текстами читателей и других авторов. Наверное, их строение личности таково, что им это забавно. Ну а почему нет, в конце концов? На АТ не интересовался, а на прозе.ру есть авторы, создающие себе стада клонов, все эти клоны что-то пишут… Чем бы дитя не тешилось – на то и интернет.
Или вот – написание пародий и фанфиков. Это же, в общем-то литературные игры.
Фанфики я не писал, а вот пародии – милейшая вещь. https://www.proza.ru/2010/02/18/902
А главное – я совсем не переживаю, что их как-то неправильно поймут. Ведь в основе их – не моя, выстраданная мысль, а чужая. И, выкладывая в сеть пародию, я… как бы… заранее прикрыт морально личностью автора пародируемого текста. И это – здорово. Даже если жертва пародии тебя попробует покусать – она же просто юмора не понимает, да?
А ещё проще играть с сюжетами мифов, сказок. Если далеко не углубляться и не вплетать что-то своё, любимое и дорогое сердцу – тоже очень забавляет. Попробуйте.
Я иногда сказки переписываю от скуки. Очень развлекает.
Ну, вот так…
Или – нет?
Нет.
Здесь, наверное, сказкам не место. Я их спрячу в лайфхак после этой главы, хорошо?
Вот сюда: https://author.today/reader/34403/270603
А пока – продолжим.
3. Текст может писаться для творческого познания мира и самоё себя.
Вот тут – самое сложное. Потому что здесь ценна ваша мысль.
Но. Чем она новее, свежее и интереснее… тем меньше шансов, что её кто-то сможет оценить.
Трудно мозгу создавать новые связи. Не любит он этого.
И вот для тех, кто придумал что-то своё, я и пишу эту книгу. Потому что им как раз есть смысл изучать все текстовые премудрости. Им хорошо бы знать правила построения текста, как отче наш. Чтобы облечь своё новое в хитрую, хорошо прошаренную форму. И тогда придут к вам хотя бы любители красивой формы, начнут копаться и, может быть, что-то найдут.
А, может, вам стоит изучить эту форму, чтобы красиво и с блеском… снести её ко всем чертям! И это – тоже искусство – выйти из рамок. Выйти красиво, изящно, а не так, как делают по незнанию, давя своей слоновой попой всю, привычную в литературе, посуду.
Да, если у вас есть МЫСЛЬ – вам стоит учиться литературе, как Искусству. У вас есть шанс, что если не современники, так хотя бы потомки…
Ну что, поехали?
Поговорим о том, кто что умеет делать?
За столом мы уже сидим.
И первое, самое важное, у нас уже есть – ЗАМЫСЕЛ.
Если нет замысла, то вам не в этот вагон. Литературе нужен не просто сюжет, сюжет-то вы придумаете. Важно, чтобы ваш замысел был раскрыт через этот сюжет.
Литературе от вас нужна некая идея, некий сверхсмысл. Ведь тропинки-то все уже хоженые.
Вы же и без меня знаете, наверное, что все
СЮЖЕТЫ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
уже кто-то юзал. Мало их, понимаете?
Ну, например.
1.
Хорхе Луис Борхес заявлял, что существует всего 4 сюжета и, соответственно, 4 героя, которых он и описал в своей новелле «Четыре цикла».
1 сюжет. Самая старая история – история об осаждённом городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречён и сопротивление бесполезно.
Это история о Трое, и главный герой – Ахилл, знает, что погибнет, так и не увидев победы. Герой-мятежник, сам факт существования которого – вызов окружающей реальности. Кроме Ахилла, героями этого сюжета являются Зигфрид, Геракл, Сигурд и другие.
2 сюжет. Вторая история – о возвращении. История Одиссея, скитавшегося по морям десять лет в попытке вернуться домой.
Герой этих историй – человек отверженный обществом, бесконечно блуждающий в попытках найти себя – Дон Кихот, Беовульф.
3 сюжет. История третья – о поиске.
Эта история чем-то похожа на вторую, но в данном случае герой не является отверженным и не противопоставляет себя обществу.
Наиболее известный пример такого героя – Ясон, плывущий за золотым руном.
4 сюжет. История четвертая – о самоубийстве бога.
Атис калечит и убивает себя, Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвождённый копьём, римские легионеры распинают Христа. Герой «гибели богов» – теряющий или обретающий веру, находящийся в поиске веры – Заратустра, булгаковский Мастер, Болконский.
2.
Другой известный автор Кристофер Букер в своей книге «The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories» («Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории») описал 7 базовых сюжетов, на основе которых, по его мнению, написаны все книги в мире.
1. «Из грязи в князи» – название говорит само за себя, самый яркий пример, знакомый всем с детства – Золушка. Герои – обыкновенные люди, открывающие в себе что-то необычное, благодаря собственным усилиям или по стечению обстоятельств оказывающиеся «на вершине». Мы этот сюжет последнее время заездили.
2. «Приключение» – трудное путешествие в поисках труднодостижимой цели. По мнению Букера, сюда попадают и Одиссей, и Ясон, кроме того, в эту категорию попадают и «Копи царя Соломона», и «Вокруг света за восемьдесят дней».
3. «Туда и обратно». В основе сюжета попытки героя, вырванного из привычного мира, вернуться домой. Это и «Робинзон Крузо», и «Алиса в зазеркалье», и многие другие. Вот странно, но современных попаданцев домой уже как-то не тянет.
4. «Комедия» – Это не просто общий термин, это определённый вид сюжета, который развивается по собственным правилам. В эту категорию попадают все романы Джейн Остин.
5. «Трагедия» – кульминацией является гибель главного героя из-за каких либо недостатков характера, обычно любовной страсти или жажды власти. Это, прежде всего, «Макбет», «Король Лир» и «Фауст».
6. «Воскресение» – герой находится под властью проклятия или темных сил, и из этого состояния его выводит чудо. Яркий пример этого сюжета также знаком всем с детства – Спящая красавица, пробуждённая поцелуем принца.
7. «Победа над чудовищем» – из названия ясно, в чем заключается сюжет – герой сражается с монстром, побеждает его и получает «приз» – сокровища или любовь. Примеры: Дракула, Давид и Голиаф.
3.
Время шло, количество сюжетов росло, но весьма формально.
Наконец Жорж Польти, французский писатель, переводчик, литературовед и театровед, соученик знаменитого французского оккультиста Папюса, опубликовал в 1895 году свою самую знаменитую работу «36 драматических ситуаций».
Работа стала результатом анализа 1200 драматических произведений различных авторов и эпох. (Кстати, первым число 36 было предложено еще Аристотелем и намного позднее поддержано Виктором Гюго).
1. Мольба. Есть преследователь и преследуемый. И тот, кого надо умолять о защите.
2. Спасение. Здесь спаситель появляется неожиданно и спасает несчастного не колеблясь. (Бог из машины)
3. Месть за преступление. Кровная месть, восстановление справедливости. Пример: «Граф Монте-Кристо»)
4. Месть близкого человека за другого близкого человека. («Гамлет»)
5. Преследуемый. (Кто-то кого-то ловит).
6. Внезапное бедствие. (Постап, например).
7. Жертва. (Ну, тут простор любовным романам).
8. Возмущение, бунт, мятеж. (Эпос).
9. Дерзкая попытка. Примеры: похищение объекта («Прометей – похититель огня»). Предприятия, связанные с опасностями и приключениями (романы Жюль Верна, и вообще приключенческие сюжеты), опасное предприятие в связи с желанием добиться любимой женщины и т.д.
10. Похищение. («Кавказская пленница»).
11. Загадка. (Под страхом смерти разрешить загадку (Эдип и Сфинкс).
12. Достижение чего-нибудь. (Опять же хорошо для любовного романа, например).
13. Ненависть к близким. («Золушка»).
14. Соперничество близких. («Два Веронца»).
15. Адюльтер (т. е. прелюбодеяние, супружеская измена), приводящий к убийству. («Леди Макбет Мценского уезда»).
16. Безумие. («Доктор Джекил и мистер Хайд»).
17. Роковая неосторожность. (Библейская Ева).
18. Невольное (по неведению) преступление любви (в частности кровосмешение). («Эдип»).
19. Невольное (по незнанию) убийство близкого.
20. Самопожертвование во имя идеала. («Воскресение»).
21. Самопожертвование ради близких.
22. Пожертвовать всем – ради страсти.
23. Пожертвовать близким человеком в силу необходимости, неизбежности.
24. Соперничество неравных (а также почти равных или же равных).
25. Адюльтер.
26. Преступление любви.
27. Узнавание о бесчестии любимого или близкого.
28. Препятствие любви.
29. Любовь к врагу.
30. Честолюбие и властолюбие.
31. Богоборчество.
32. Неосознаваемая ревность, зависть. («Отелло»).
33. Судебная ошибка.
34. Угрызения совести. («Преступление и наказание»).
35. Потерянный и найденный. («Дети капитана Гранта»).
36. Потеря близких.
Уф. Какие-то примеры я нашёл или придумал, если нужно пояснить все – предлагайте, обсудим).
___________________________
Что дальше?
Наверное, дальше будет экспозиция. Предлагайте свои тексты – обсудим, у кого какая экспозиция.
Или сначала посмотрим на общее строение сюжета?