Группа была большая – двадцать шесть человек (в том числе пятеро детей) с тремя DEX’ами – и Нина жутко устала собирать их вместо.
В любой группе экскурсантов есть человек, отходящий в сторону – он демонстративно игнорирует экскурсовода и остальных посетителей, говорит по видеофону громче экскурсовода или голографируется со всеми доступными экспонатами. Остальные экскурсанты на него отвлекаются и тоже отходят, в результате к концу экскурсии рядом с экскурсоводом остаётся два или четыре человека, а остальные разбредаются по залу. Только профессиональный экскурсовод с большим опытом работы может держать около себя всю группу все сорок минут экскурсии.
Нина не считала себя профессионалом по части проведения экскурсий и постоянно окликала экскурсантов, а группа всё равно разбредалась, так как дети бегали, а родители пытались их удержать – и потому после трёх попыток собрать всех вокруг себя она отступилась и, когда закончила экскурсию, рядом с ней были только DEX’ы экскурсантов, которым было приказано записать всё, что скажет экскурсовод, а группа разбрелась по залу. Изображавший студента Василий в «гражданской» одежде ловко ловил детей, когда они слишком близко подбегали к витринам с керамикой, и возвращал их родителям.
По поведению DEX’ов, которые не предпринимали ничего, чтобы оградить хозяйских детей от попадания с разбега в витрины, Нина решила, что Василий смог с ними договориться. Или – потом ей подумалось – ни один из этих киборгов не принадлежал родителям этих детей. Глядя на Василия, играющего с детьми, туристы успокоились сами и, не задавая лишних вопросов, попрощались и вышли из зала вместе с детьми и своими киборгами.
После экскурсии Нина сразу полетела домой, не спрашивая, чем занят Златко, но Платон успел взять с собой альбомы с его рисунками. В кафе на празднование свадьбы идти жутко не хотелось – но пришлось. Но сначала велела Владу и Раджу отнести в дом Линды свадебный подарок – оба бочонка мёда, полученные от Пасечника. Волхв сказал, что мёда будет достаточно – и он опять оказался прав.
Гостей в кафе было немного – всего около двух десятков человек вместе с киборгами – но уставшая Нина пошла домой уже через полтора часа, когда позвонил курьер и сообщил о привозе холодильника и микроволновки.
Нина сразу увела с собой Авиэля, которому пора было лететь обратно. Линда на прощание подала Irien’у с собой небольшой торт в коробке и коробку домашнего печенья, он с благодарностью принял подарки – и с Владом улетел обратно.
После лёгкого ужина Нина с Платоном приняли отчёты с островов – и он сразу сел рядом с ней и помогал связываться с островами. Тем временем Радж изучал инструкцию к доставленным холодильнику и микроволновке, которые были размещены в первой киборгской комнате.
И день закончился уже привычным диалогом:
— Спать будешь отдельно!
— Согласен.
***
Неделя школьных каникул пролетела как один день – Нина только успевала выдавать предметы на мероприятия и возвращать эти же предметы через один-два часа обратно, плюс по одной-две экскурсии в день… залы работали и в понедельник. Улетать утром на работу приходилось в полдесятого – с десяти начинались мероприятия, а просветители обычно в последний момент вспоминали, что на интер-актив нужны те или иные игрушки, и Лида с Петей шли в хранилище, Платон составлял акты выдачи и возврата, а Василий уносил предметы, охранял их и приносил обратно.
Радж только смотрел, как все носятся туда и обратно – и Василий вновь подключил его к музейным камерам в залах, чтобы он мог смотреть на эти мероприятия. Это было интересно, к тому же в качестве призов были сделанные им свистульки – и потому DEX стал квесты записывать, чтобы знать, какие именно свистульки более всего нравятся детям и какие следует лепить. Если будет такая возможность. Василий сообщил об этом Нине, и она попросила Раджа копировать все записи в отдельную папку Кузе, чтобы потом скинуть волхву – может быть, ему что-то подойдёт для воспитания киборгов на островах.
Попадала домой Нина почти в семь вечера – надо было дожидаться возвращения предметов с мероприятий и ставить их на места. Чтобы не сидеть в кабинете впустую, брала на время после работы группы запозднившихся туристов и проводила обзорные экскурсии без заходов в залы – всё-таки плата за экскурсии в нерабочее время двойная.
Когда Нина была в кабинете, Златко не выходил из комнаты отдыха киборгов, чтобы не нарываться на побои – третий уровень не давал права последнего приказа и сама его убить она не могла. Но она могла приказать сделать это любому из своих DEX’ов. Он был благодарен за новую одежду, возможность спать на кровати и возможность смотреть мультфильмы. Но в то же время он боялся Нину Павловну и старался не попадаться ей на глаза. Причину он знал и был уверен, что она зла на него – но она даже не подозревала об этом. Потому как так и не открыла ни один из его альбомов.
Когда он получил первый альбом и карандаши, то начал бездумно отражать на бумаге то, что видел в борделе – побои, пытки, людей с плетями и с алкоголем… при продаже в борделе его отформатировали, но в органической памяти очень многое осталось, и всплывали эти воспоминания совершенно неожиданно и не вовремя… и он рисовал и рисовал избитых киборгов, и людей с кнутами и ножами… сначала рисунки были черно-белые, но в какой-то момент он взял красный карандаш… а когда в альбоме не осталось свободного места, Златко понёс его в утилизатор. Но был схвачен за руку Василием. С DEX’ом воевать бессмысленно – и альбом пришлось отдать.
И Василий, по мнению Златко, совершил совершеннейшее предательство – отдал альбом хозяйке.
Хозяйка за несколько дней никакой реакции не выдала, а он задумался – что же рисовать, чтобы угодить ей? Что ей может понравиться? Спросил Платона по внутренней связи – и получил ответ голосом:
— Что хочешь, то и рисуй. Что видел, с кем встречался… хозяйку свою рисуй. Кошек или собак… или цветы. Или балет… рисуй!
Легко сказать – что хочешь, рисуй! А как решиться сказать, что действительно хочется? А если хочется рисовать лошадей? Или – не рисовать, а шить или вязать? Новая хозяйка – новые запросы, новые приказы… и непонятно, чего от неё ожидать.
Целую неделю он был счастлив! Купивший его человек, оказавшийся режиссёром, приказал всем своим сотрудникам обращаться с двумя Irien’ами, как с людьми – он слышал от знакомых, что известная в прошлом балерина терпеть не может киборгов, а в открытую попросить её поставить танец означало дополнительные расходы. И потому бордельный парень по кличке Золотко получил вполне нормальное имя Златко и фамилию Зорич. И купленной в салоне девчонке серии «Эстер» дали тоже фамилию.
И тогда Златко понял, что судьба дала ему уникальный шанс – надо понравиться этой бывшей балерине, и она может захотеть взять его с собой. Он предугадывал её желания, танцевал с ней… уже на второй день очарованная им женщина провела полноценную репетицию танго. Режиссёр был в восторге – влюбленная пожилая балерина совершенно бесплатно занималась танцами с двумя киборгами и певицей. Чтобы престарелая «звезда» не ревновала Златко к его партнёрше, программист прописал ей такое поведение, что балерина от неё шарахалась. И опять принимала ухаживания Златко.
Неделю он был счастлив! Он думал только о себе – зная, куда его продадут после съёмок и не желая этого, он старался угодить Светлане. Он сопровождал её на прогулках по сосновому лесу и катал на лодке, вместе с ней летал на представления конного театра в ближайший город – именно там он впервые увидел лошадей и влюбился в них. О партнёрше он почти не думал – её собирались оставить в этом пансионате в уплату за проживание всей группы. Хозяин пансионата хорошо относился к своим четверым киборгам – двум DEX’ам и двум Mary – и потому Златко считал, что и с Эстер будут хорошо обращаться.
Серия «Эстер» была признана неудачной, но никого из четырнадцати кибер-девушек при тестировании не убили – клиенты многих закрытых клубов любят истязать именно бракованных, «живых» киборгов, и потому все киборги из партии были выставлены на продажу, причём по полуторной цене. И почти все были проданы в течении недели… кроме одной, которая была отправлена в фирменный салон на Аркадии-3.
Соотношение цены и внешнего вида в первые дни нахождения её в салоне отпугивало даже небедных покупателей – худенькая смуглая девушка Irien лет двадцати на вид и всего сто шестьдесят семь сантиметров ростом, с копной волос до середины спины стоила дороже крутого DEX-7! «Эстер» почти три месяца смотрела на людей в салоне, выбирающих машинку получше, но подешевле, и на людей за стеклом витрины, уже имеющих киборгов – и думала о том, каким будет её хозяин.
Через три месяца менеджер салона уценил «Эстер» на двадцать процентов – и через день её купила солидная пожилая дама в подарок своему внуку на окончание колледжа. Этот внук с компанией друзей развлекался с киборгом неделю – после чего «Эстер» была возвращена в салон, как бракованная, с повреждениями, которых живая девушка не выдержала бы. Её отремонтировали и снова выставили на продажу, но уже за четверть от начальной стоимости – и именно по причине подходящего соотношения стоимости и внешности её и купил режиссёр клипа для съёмок танго и привёз в тихий пансионат, где она должна была включить программу имитации личности (подпрограмма «Уличная танцовщица») и изображать человека.
Наконец-то Эстер могла быть собой и отомстить за то, как с ней обращались – и было всё равно, что это не те люди, которые ею пользовались. Программа это допускала (образ дерзкой полуграмотной уличной плясуньи), да и программист группы немного постарался – и от нахальной девчонки шарахались даже хозяева пансионата… но только до тех пор, пока Златко не сообщил ей, что она после танго останется в пансионате. После того, что она напакостила, оставаться не хотелось. А как быть – она не знала.
Спрашивала у Златко, но он, пять лет проведший в борделе, ничего не мог ей сказать. Их отношения из холодно-неприязненных стали превращаться в прохладно-приятельские. Златко на ночь уходил к Светлане, а Эстер режиссёр на неделю поручил программисту, который старательно изображал её парня, чтобы не переплачивать ещё за одну комнату.
Оставалось только надеяться, что лицо с третьим уровнем управления «Светлана» купит Эстер… или Златко. Или обоих. Но как об этом попросить – не знали ни он, ни она. Но на пятый день знакомства Златко всё же спросил Светлану об её отношении к киборгам, и она ответила:
— Я к ним не отношусь… то есть… нейтрально. Есть у меня две мэрьки, сыты-одеты-обуты, смотрят за квартирой… ходячая мебель. Полезная техника в доме или для охраны. Но не в театре и не на сцене! Никогда не заменит живого актёра бездушная машина! Программа и душа танцовщика несовместимы… разве киборг на сцене сможет показать все эмоции? Да никогда… ты ведь меня понимаешь?..
Оба киборга готовились к танго, репетировали с видимым удовольствием – когда у них особенно хорошо получалось, довольная Светлана угощала их в буфете пирожными и кофе – и ждали дня, когда будет достаточно хорошая погода для съёмки. Златко ждал дня, когда он сможет показать Светлане самое красивое танго на свете — но, когда хозяин приказал ему и Эстер надеть огнеупорные трико под танцевальные костюмы, до жути испугался.
Пара вышла на площадку на берегу моря, зажгли костёр, певица устроилась так, чтобы в кадр попадала и она, и костёр, и танец. Тела киборгов двигались сами – по программе, в виски стучал безумный страх, камера снимала – а Светлана спокойно наблюдала за процессом съемки…
Но, когда загорелось платье Эстер и огонь перекинулся на спину Златко, она резко вскочила и начала орать на всех. Металась и хватала за руки. Опрокинула камеру и не заметила этого… и вряд ли слышала слова оператора. Потом прозвучал приказ упасть в воду и погасить огонь. В воде огонь потух, но волной протащило по каменистому дну, и киборги едва не задохнулись. В результате Светлана всё-таки узнала, что оба танцовщика – киборги, но почему-то не отступилась от них и не бросила, а поскандалила и переругалась со всеми и выкупила и Златко, и Эстер.
Потом был ремонт в столичном офисе DEX-company, куда Светлана перевезла обоих киборгов в криокамерах. Она потратила на них безумную сумму денег, продав часть драгоценностей – и Златко знал об этом. Она очень хотела, чтобы он стал прежним.
Но это было невозможно — теперь она знала, что Златко и Эстер киборги. И её отношение к ним пошатнулось – специалисты DEX-company всячески уверяли её, что обращаться с их продукцией, как с людьми, недопустимо в принципе, и что на это есть инструкция, которую очень полезно время от времени читать, и что кормосмесь намного полезнее обычной еды, и что киборгу всё равно, где спать и что надевать…
В результате — только кормосмесь, костюмы для танцев, коврики на полу огромной комнаты, превращённой в танцзал и первый уровень управления… — и Златко с Эстер стали машинами. Тихими, послушными киборгами.
А их новая хозяйка тихо плакала по ночам от досады – она успела полюбить Златко по-настоящему и разрывалась между пониманием невозможности прежних отношений и совершенно нелепым чувством жалости к нему и нежеланием расстаться. И не знала, что делать — пока от отчаяния не поделилась по секрету с преподавателем хоровой студии Линдой Ковски, которая тоже когда-то имела Irien’а, и с психологом пединститута Кариной Оганесян (но у неё два DEX’а, а это совсем не то, что нужно) – но Линда пригласила их обеих в дом Нины Павловны Сомовой.