Долго думал, с чего начать. Решил, что начну – с чего сам начинал – с Проппа и его работы «Исторические корни волшебной сказки».
https://www.e-reading.club/book.php?book=46789
Инициации там уделено достаточно много места.
Почему инициация так важна для литературных произведений? Почему именно она легла в основу большей части волшебных сказок?
Дело в том, что мы умираемдва раза: первый раз для детства, второй раз – для всего остального. Многие века инициация служила для фиксирования процедуры вот этой смерти в самом себе.
Может быть, те, кому сейчас лет 12-15 поймут меня особенно остро. Ведь, казалось бы – 12-15 лет – ещё детство, живи, радуйся?
Но тогда откуда накатывает такая чернушная депрессия?
А это организм травит себя гормонами, изменяясь под взрослую особь. И лет в 11-12 наступает момент, когда сделать ты можешь уже очень многое, но не понимаешь, зачем тебе это надо. Области мозга под «сделать» уже созрели, под «зачем» — пока ещё нет.
Подросток – это тот же взрослый, но запертый в мозговом размотиваторе.
Он не знает, что ему надо (и надо ли), не понимает, зачем он делает одно или другое. Зачем он сам? Зачем ему весь этот мир?
Подростку плохо. И тем, кто вокруг него – тоже плохо. Ведь в семье вдруг появляется здоровенная размотивированная животина, которая может работать на благо семьи, но не хочет, да ещё и депрессует в придачу, да ещё и лучше взрослых всё знает, да ещё и ничего не делает (продолжите список).
И потому много веков подряд люди проводили особые ритуалы, отрезающее от ребёнка детство.
Смысл этих ритуалов – инсценировать смерть, сломать, согнуть, подчинить размотивированную особь. Вбить в неё нужные устои, рамки, законы. В идеале – пинками вбить. Так, чтобы уже на всю жизнь. А за это подростку дадут какие-нибудь «права», что есть у каждой кошечки и собачки. Право размножаться, например.
Вот как об этом пишет Пропп.
«Что такое посвящение (инициация – прим. К.Б.)? Это — один из институтов, свойственных родовому строю. Обряд этот совершался при наступлении половой зрелости. Этим обрядом юноша вводился в родовое объединение, становился полноправным членом его и приобретал право вступления в брак. Такова социальная функция этого обряда. (…) Предполагалось, что мальчик во время обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком. (…) Обряд сопровождался телесными истязаниями и повреждениями (отрубанием пальца, выбиванием некоторых зубов и др.). Другая форма временной смерти выражалась в том, что мальчика символически сжигали, варили, жарили, изрубали на куски и вновь воскрешали.
Зачем это делали? Зачем отрубали пальцы, выбивали зубы (и это ещё далеко не весь список)?
А человек – животина крепкая. Не враз до него и достучишься.
Есть ли научное обоснование таким процедурам над подрастающим поколением? Да, есть.
Мозг
Различные области мозга созревают в разное время.
Мы устроены так, что сначала созревают более древние структуры мозга. А уже затем – более молодые. И понятно, чем область мозга более «человеческая», тем она моложе и позже созреет.
И вот у подростка уже созрела лимбическая (древняя) система мозга, которая отвечает за эмоции и инстинктивные желания. Он уже полноценно умеет хотеть есть, пить и размножаться.
И вот лимбическая система командует: «Хочу есть». Подросток заходит в супермаркет. А там лежит колбаска.
Тут наступает тонкий момент. Лимбическая система УЖЕ требует. Колбаска уже найдена. Колбаску надо… (полный рот слюны).
А вот, что с ней НАДО делать, должна решать самая молодая префронтальная кора головного мозга (лобные доли). А она — незрелая.
Попали, да?
А ведь именно префронтальная кора головного мозга выступает у человека в роли координатора, удерживающего в узде наши основные эмоции и импульсы. Именно она определяет, надо ли сейчас купить колбаску, если деньги родители дали на молоко. И что делать, если денег нет???
Колбаски хочется п-взрослому. А денег нет? И-ии????
А почему нельзя взять с прилавка?
Идёт запрос в префронтальную кору – а она зависает. Комп повис.
Внимание, не хватает оперативной памяти вашего мозга!
Что делать? Вот что вы будете делать? Нельзя взять с прилавка бесплатно? А почему нельзя? Почему эти люди мне не дают взять? Если я голодный? А если спрятать, пока не видят? Куда спрятать?
О-па! А вот эта система созрела. А вот тут у нас всё фурычит. Мы знаем, как выглядит камера! Мы знаем, как незаметно сунуть колбаску в рюкзак!
Значит, это решение? Эй, префронтальная кора? Одобряешь?
Ответа нет.
Меня часто спрашивают, мол, ты чё, в детстве не воровал, что ли, из магазина всякую мелочь?
У нас в посёлке привозили в хозмаг простые карандаши россыпью, ставили в коробках на прилавок. Карандаши были разноцветные и очень прикольные (по тем временам). Воровали их почти все мои друзья. Может даже и не почти, не помню.
Некоторые воровали друг у друга дома. Тоже по мелочи. А уж яблоки у соседа…
Было это, как я сейчас понимаю, в районе 10-11 лет, самые зачатки подросткового возраста. Потом это быстро прошло. Был социализм, и родители стремительно расставили всё по местам в маленьких головах.
Наверное, они же и закладывали детям в головы, что воровать в магазине нельзя, а у государства – можно. Ведь этом возрасте и формируются так называемые общественные «ценности».
Знаете, что страшно? Что если подростков воспитать как-то иначе, чем надо обществу, то большую часть придётся как-то утилизировать. Потому что вы их не перевоспитаете уже никогда.
Где-то годам к 18-ти, может чуть позже (я тут читаю в источниках, что к 18-ти, а по моим собственным наблюдениям, к 19-ти и позже), процесс формирования неведомой зверушки завершится, потом её можно будет только выпилить из общества, через тюрьму, войну или революцию.
Воспитать можно. Подростка.
Взрослого, если он вырос отморозком, только прибить или обложить законами, как загоняемого волка флажками. Какие-то отдельные истории, когда «перевоспитание» взрослого возможно – есть, конечно. Но они именно отдельные.
Ну, вот слышали, например, фразу: «революция пожирает своих детей»? Или «потерянное поколение»? Ну вот это оно и есть.
Фишка ещё в том, что последние годы детство у молодых затягивается. Может, сейчас уже не 18 и 19 заканчивается формирование мозга, а во все 21?
Но суть от этого не меняется. Подростковое время – время накладывания социальной программы. В этой программе созревает и формируется префронтальная кора, мозг учится контролировать свои хотелки. Дальше…
А дальше этот конкретный человек уже принял свою внутреннюю конституцию. Попробуйте достучаться и объяснить, что документы у него – не те.
Ну и для ликбза.
Префронтальная кора (лобные доли мозга)
*Концентрация и произвольное внимание.
*Критическое мышление (оценка действий).
*Социальное поведение (контроль над агрессией и животными инстинктами).
*Мотивация.
*Постановка целей.
*Разработка плана достижения целей.
*Контроль выполнения плана.
Префронтальна кора — наиболее эволюционно молодая область мозга, она особенно чувствительна к тревогам и страхам.
Пишут, будто ученые выявили, что после того как на нейроны префронтальной коры обрушивается волна нейротрансмиттеров и гормонов стресса, связи между ними ослабляются, а генерация нервных импульсов прекращается. В то же время зоны, расположенные в глубине мозга, напротив, начинают все сильнее влиять на наше поведение.По сути, под действием стресса власть над нашими мыслями и эмоциями переходит от префронтальной области — структуры более высокого уровня — к гипоталамусу и еще более архаичным участкам мозга. По мере того как эти древние зоны мозга берут на себя управление, нас начинают охватывать парализующий страх или импульсы, которые обычно подавляются сознанием: неумеренное желание есть, употреблять дурманящие вещества или устроить попойку. Возьмите на заметку))
Вот такие мы разумные. Кто-то генетически лучше держит этот самый контроль, кто-то хуже. Подростки…
Подростки – так ещё зараза. И не только наши, человеческие.
Подростки шимпанзе тоже всегда готовы устроить революцию. Ну сами прикиньте: они уже самцы (!), но ещё не понимают, а на фига взрослые установили какой-то непонятный порядок в стае?
«Межсамцовые взаимоотношения у шимпанзе в социальном плане более пластичны, чем, (…) внутригрупповые конфликты между самками или подростками. Последние, объединяясь в группы, часто нападают на младших и слабых членов сообщества, провоцируя агрессивное поведение».https://goo-gl.su/AkwD
Ещё 70-ых годах знаменитая исследовательница Джейн Гудолл, британский приматолог, этолог и антрополог, наткнулась на мрачные стороны жизни шимпанзе.
«Когда я только начала работу в Гомбе, — позже писала она, — мне казалось, что шимпанзе лучше, чем мы. Но со временем поняла, что это не так. Они могут быть столь же ужасными». Исследовательница впервые наблюдала и описала войны среди шимпанзе. На территории заповедника, кроме клана Казакела в центральной части, за которым велось наблюдение, существовало еще несколько групп шимпанзе. Во время правления Хэмфри часть взрослых самцов отделилась от основной группы и ушла в южную часть Гомбе, Кахаму. Когда вожаком стал Фиган, он повёл против них настоящую войну. Тактика шимпанзе была проста: они выслеживали противников по одиночке, нападали на них, жестоко били, кусали и оставляли умирать от полученных ран».http://antropogenez.ru/article/854/
В общем, те, кто полагает, что человек воюет потому, что он о-го-го какой человечище… узбогойтесь. Человек воюет потому, что он – обезьяна. И обезьяну из человека как раз и пытались вышибить инициацией.
Группа, в которой бесчинствуют битые на голову подростки слабее группы, где этим подросткам ради будущего порядка рубят пальцы, выбивают зубы. Да и сексуального насилия там хватало. Обрезание – тоже пережиток этого же самого, инициации. Даже то, как смачно целовались во времена СССР политики – тоже пережиток инициации. Поцелуем сильный награждает слабого, скрепляя средневековую присягу вассала сеньору. Обряд называется оммаж.
Обряд гоминиума (оммажа) был следующий: сеньор встречал будущего вассала сидя или стоя; вассал преклонял перед ним колено, вкладывал свои руки в его руки и объявлял себя его «человеком» за известный лен; сеньор целовал его в губы, даря «поцелуй мира», и поднимал с колен.
Если непонятно, что он имитирует, я пояснять не буду. Хотя… Можно здесь глянуть). Кое-что там спорно, но про оммаж можно глянуть.
https://scan1707.blogspot.com/2019/05/1-2.html
Сейчас у нас из инициации остался только ЕГЭ. Ну так и подросток изнежился и пошёл слабенький. Хотя… когда к нам Навальный приезжал, в соседней школе подростков запели в спортзале))). Навальный – тот ещё «молодец», но ведь правильно себе ЦА определил, да?)
Ну и понятно, что сначала инициация включала в себя обучение всем самым важным мифам, а потом изменились мифы, и инициация вместе с ними вдвинулась в сказку.
Но подростки-то не изменились. У них всё так же бурлит кровь. И потому они читают с наибольшей охотой те же сказки про инициацию.
Что ЛитРПГ, что попаданчество – это та же сказка про инициацию. Герой уснул/умер/попал в капсулу. Оказался в другом месте. Выживет, пройдёт испытания – станет мужчиной.
Грубо – поколение, лишённое сказок про Иванушку-дурачка, выдумывает их же про попаданца в Наруто.
Куда-то попасть-Испытания-И вот уже ты – крутой.
Зачем читают? А прочел, как другой инициацию прошёл – вроде как и сам чуть-чуть тоже прошёл…
Но чего-то не хватило, да? Берем и ещё читаем! И чтобы вот прямо круто! Чтобы убедить нервную систему, что я это прочёл, а значит – прошёл! Я – взрослый…
Ой, мне 40 лет, а я всё ещё читаю про попаданцев??? А мне негде пройти настоящую инициацию. В армию не взяли, в космонавты – не взяли…
Итак, перейдём к нашему Пути героя по Проппу
Для инициации нам нужно:
1. Герой.
2. Его временное гормональное умопомешательство.
3. Инициация через смерть и попадание в другой мир.
4. Ну и дальше можно у Проппа или в схеме.
Берём любую волшебную сказку.
1. Герой – Иванушка.
2. Гормональное умопомешательство – Дурак.
3. Инициация через смерть и попадание в другой мир – Тридевятое царство, подозрительно похожее на царство мёртвых, где проходят инициационные испытания.
4. Испытания.
Сказки начинаются быстро. Экспозиция (зачин) – короткие.
Жил-был Иван.
Что-то с ним было не так – двое умных, а третий дурак…
И понесла-ась.
Так же пишутся современные тексты «про инициацию». Экспозиция стремительная, приключения однотипные. Герой их преодолевает по определению, потому что так надо. Как и в сказках, испытания часто нелогичные и на вид совершенно идиотские.
Про смерть, как этап инициации, у Проппа:
«Это — так называемая временная смерть. Смерть и воскресение вызывались действиями, изображавшими поглощение, пожирание мальчика чудовищным животным. Он как бы проглатывался этим животным и, пробыв некоторое время в желудке чудовища, возвращался, т. е. выхаркивался или извергался. Для совершения этого обряда иногда выстраивались специальные дома или шалаши, имеющие форму животного, причем дверь представляла собой пасть».«Обратим только особое внимание на то, что посвящаемый якобы шёл на смерть и был вполне убежден, что он умер и воскрес».
Сейчас, при всей суровости испытаний, смерть всё-таки чисто номинальная. Мальчик выдерживает некие испытания и становится мужчиной.
Однако полностью традиция не уходит. Обряды посвящения (инициации) до сих пор распространены даже в цивилизованном мире. Стоит отсечь от общества группу мужчин – армия ли это, тюрьма ли – сразу же там заводятся обряды «вхождения» в новый мир.
Попал в заключение – и тут же надо правильно поздороваться… «Вечер в хату, мужики», да?
И ведь удивительно, как вся эта чушь порабощает взрослых на вид людей. Видимо, вопрос надо ставить так: а взрослых ли?
Смена социального или иного статуса, составляющая основную цель инициационных испытаний, предполагает «выход» из прежнего состояния, отказ от культурных функций, разрушение социальной роли.
В любой волшебной сказке, где герой мужского пола, он сразу куда-то попадает: в Тридевятое царство, в неведомый лес и т.п. И выйдет он оттуда не дураком, а царевичем. Социальную шкурку – долой.
А как же девочки?
Чем хорош Пропп, у него всё ясно и с девочкой-героиней. И всё это хорошо коррелирует с «Золотой ветвью» Фрэзера.
Иногда в сказках «попадают» и мальчики, и девочки.
В сказке о пряничном домике отец уводит в лес обоих детей. Там они находят пряничный домик – и это место инициации.
Так же и в сказке Морозко, отец увозит дочку в лес именно за этим самым. Но дочке уже не грозит быть съеденной, она получает приданое, т.е. момент инициации пересекается с замужеством.
В сказке Гуси-лебеди, девочка уже нарушает запет родителей, убегает играть, забывает про брата. Его уносят гуси-лебеди, и девочка проходит инициацию – идет за ним в царство мертвых. Выдерживает испытания, спасает брата.
Запрет и заточение (Вавара-краса сидит в тереме безвылазно, и на землю ей ступать нельзя) подробно разбирает Фрэзер. Оно уже связано с более поздним обществом, первыми царями, для которых табуирован «выход в свет». И там матриархат.
Выражается матриархат не в правлении женщин (это бред), а в наследовании по женской линии.
Принцесса засиделась незамужем только потому, что царь – регент при малолетней принцессе, он только правит. Наследник и царство получит тот, кто женится на принцессе. Это она – наследует царство за матерью.
Понятно, что царю царство отдавать не хочется. Потому и придумываются коварные испытания.
То есть женская инициация вскоре из сказок уходит, да оно и понятно. И в сказках есть отголосок того, что женщина, родившая ребенка, уже инициирована не людьми, а высшими силами. И она приобретает сакральный доступ к миру другим путём. А вот мужчинам всё ещё надо инициироваться, чтобы доказать своё право быть взрослыми.
Грубо, если вернуться к подросткам, взбесившуюся девочку-подростка можно пораньше выдать замуж, и проблема снята.
Вывод 1
Как только появляется институт брака – необходимость в женской инициации отпадает. Женщину-подростка можно просто спихнуть замуж. Потому основная женская тема для удовлетворения вашей «внутренней богини» – это любовный роман.
Потому, пока герой «на героине», героиня сидит в башне, потом ее похищает кощей, и герой топает её спасать.
А в топанье героя спасать – опять темный лес и все признаки отголосков инициации. Через смерть.
Если не вспомнили, почему через смерть, вспоминайте сейчас.
Темный лес.
Истоптал 7 пар сапог.
Русским духом пахнет и т.п..
Всё это легко объяснить, зная, что герой не лесу, а в царстве мёртвых.
Потому акцент на обуви. До сих пор все помнят, что мертвецу нужна особая обувь, хотя все уже забыли – зачем. А путь-то долгий. Семь пар железных сапог сносишь, семь железных посохов изломаешь.
Русский дух – от героя пахнет живым, он, скорее, шаман, спустившийся в царство мертвых, чем труп.
«Напои и накорми, потом в баньке попарь» — ритуальная еда на похоронах и обмывание покойника.
Далее Баба Яга с костяной ногой, Кощей… Царство мёртвых – оно такое))
Вывод 2
Эмоциональное чтение для вашего «внутреннего подростка» – инициация. Герой, его сомнения в себе, попадание в иной мир и испытания, которые он пройдёт, нахватав ништяков.
Понятно, что есть куча любителей другой литературы, но другая – это уже для людей взрослых, и там много тем и жанров, их так просто в рамки «Пути героя» не вогнать.
Но мы всё-таки почитаем и Кэмпбелла, и Воглера.
0
0