В отличие от Проппа – Кемпбелл прибивается не по сказкам, а по мифам.
Он вводит термин мономиф, но сходство с Проппом очевидное. В сути. Оба они идут от обряда инициации. (Что ещё раз подтверждает – сказка – это полузабытый миф, растерявший сакральность, но не структуру).
Приключения героя по Кэмпбеллу:I Начало пути 1. Зов странствий 2. Отвержение зова 3. Сверхъестественное покровительство 4. Преодоление первого порога 5. Чрево китаII Инициация 1. Путь испытаний 2. Встреча с Богиней 3. Женщина как искусительница 4. Примирение с отцом 5. Апофеоз 6. Награда в конце путиIII Возвращение 1. Отказ от возвращения 2. Волшебное бегство 3. Спасение извне 4. Преодоление порога, возвращение домой 5. Властелин двух миров 6. Свобода жить
Итак, Кемпбелл делит Путь героя на три части:
*начало пути,
*инициация
*возвращение.
Внутри этих частей есть свои структурные элементы, которые «тысячеликий герой» обязательно должен пройти.
I. ИСХОД
1. Зов странствий
Это основа завязки. У героя должны «зачесаться» странствия. Он должен нюхнуть подходящего ветра, увидеть особенный сон, услышать сказку о дальних мирах.
И вот его «подхватывает» и уже несёт ветер странствий.
Герой может сам, по своей собственной воле, отправиться в свои странствия, как Тесей, услышавший ужасную историю о Минотавре. Как Буратино рвануться в мир театра и приключений.
Герой может быть послан или унесен в свое приключение какой-нибудь благожелательной или злонамеренной силой, как в случае Одиссея, которого носили по Средиземноморью ветры разгневанного бога Посейдона. Ну или Элли унесёт вместе с домиком, а попаданец нечаянно наступит в портал.
А может и рок предопределить судьбу и будущее странствие. Когда родился Иисус, над домом Иосифа и Марии взошла Вифлеемская звезда, которая привела к нему волхвов. А Гарри Поттера в годовалом возрасте отметил Волан де Морт, предопределив ему Хогвардс и будущие битвы со злом.
И только к бедному хоббиту Фродо вот прямо-таки пришёл Гендальф и почти за шкирняк утащил в Мордор. Бывает, да…
Зов – очень важная часть завязки, если вы взялись писать роман, следуя схемам Пути героя (любой из схем, хоть по Проппу, хоть по Кэмпбеллу и иже с ним).
Это та минимальная магия, которая маячит на грани реального и ирреального, превращая ваше повествование в сказочное. Если нет изначальной магии зова – читателя труднее «зацепить». Самое «тонкое» цепляние, это «непрямой намёк» или аллюзия чего-то волшебного. Вот чтобы не в лоб, а как у Пелевина – трещиной на асфальте.
Героя словно бы крылом касается пролетевшее мимо чудо. И он сам ещё не понял, что это. И читатель не понял. Но надо, чтобы он – насторожился.
2. Отвержение зова
Сначала Фродо, разумеется, не хочет подчиняться какому-нибудь Гендальфу. И не хочет никуда с ним идти.
Это вполне логичное отторжение. В реальной жизни такое происходит сплошь и рядом. Нежелание покидать свой привычный мир – это нормально. Отчасти потому этот структурный элемент необходим, и более того, должен быть прописан не механически – когда герой для виду ломается и сразу соглашается.
Читатель должен поверить, что герой – не хочет вот так вот ни с того ни с сего изменять всю свою жизнь. Ну вот представьте, что завтра к вам домой приходит старик в серой хламиде. Позвонит в домофон… Некоторые пошлют старика уже на стадии домофона, верно?
Ваш герой – не легковерный Иванушка. У него своя жизнь, свой мир, любимые люди. Он откажется. Всё. Точка.
3. Сверхъестественное покровительство
Настойчивый Гендальф нужен, чтобы герой окончательно не отверг зов.
Покровитель – первый персонаж, с кем герою предстоит столкнуться в путешествии. Он представляет собой фигуру некоего «защитника» (чаще всего это древняя старуха или старик), который должен снабдить путешественников амулетами. Ну или кольцом, которое нужно бросить в Ородруин.
Фактически зов – это первая весть о приближении этого инициирующего жреца.
Вспомним про день рождения Бильбо. Первый раз Гендальф только всполошил Фродо, а вот во второй уже поволок за собой. И кольцо всучил.
4. Преодоление первого порога
Теперь герою пора сделать реальный шаг в незнакомый мир. Вспомним, как Гарри Поттер стоит на вокзале между платформами. Его порог – очень явный пример.
Обычно же герою достаточно вступить на свою «дорожку из жёлтого кирпича», сесть на коня или вступить в магический круг.
Да, не в каждом романе мы увидим «сопротивление среды». Но где-то будет и страж порога, и не пускать будут. Здесь главное – внутренняя готовность героя, то, что он наконец «созрел» для странствий.
5. Во чреве кита
Для Кэмпбелла преодоление порога – это такое же сказочное действие, как это описывает Пропп.
Мы подходим к инициации, и ей условно предшествует «гибель» героя.
Герой условно исчезает, умирает в своём мире, он словно бы проглочен китом как библейский Иона и пребывает во чреве этого кита. Так он рождается заново, но сначала должен «умереть».
Переход порога у Кэмпбелла является формой самоуничтожения. Но здесь, вместо того чтобы выходить наружу, за рамки видимого мира, герой, чтобы родиться заново, отправляется вовнутрь. Исчезновение соответствует вхождению верующего в храм – где он вспоминает, кем и чем является, а именно: прахом и пылью. Внутренность храма, чрево кита и божественная земля за пределами мира – одно и то же.
Когда переход порога выполнен качественно, как у той же Роулинг, читатель начинает переживать за героя. Вот Гарри Поттер едет в Хогвартс, переполненный надеждами, а за него – страшно. А всё потому что автор качественно изобразил порог.
II. ИНИЦИАЦИЯ
1. Путь испытаний
Перейдя через порог, герой оказывается в фантастической стране, где ему предстоит пройти испытания.
Это излюбленная часть мифа – приключения.
Она составила целый мир литературы об удивительных странствиях, состязаниях и судилищах. Герою неявно помогает советом, амулетами и тайными силами сверхъестественный помощник. Или же может быть так, что о существовании милосердной силы, всюду помогающей ему в этом сверхчеловеческом переходе, он впервые узнает только здесь.
Это вторая стадия Пути, стадия «очищения Самости», когда чувства «очищаются и смиряются», а энергии и влечения «сосредоточиваются на трансцендентных вещах»; или, говоря более современным языком, это процесс разложения, преодоления или преобразования инфантильных образов нашего собственного прошлого. Человек должен каким-то образом пройти очищение и отречение.
С героя спадает вся шелуха его обыденного скучного мира. Он становится героем уже по-настоящему, не номинально.
2. Встреча с богиней
Без женщин – никак. Ведь у нас же всё-таки Герой с большой буквы.
Пройдя все испытания, даже если они не связаны с попыткой раздобыть невесту, ему всё равно придётся жениться. Куда без этого?
Встреча с богиней (которая живёт в каждой женщине) становится последним испытанием для героя и призвана проверить, достоин ли он любви, которая есть сама жизнь, устремлённая в вечность.
Эта богиня (по Кэмпбеллу) – образец красоты, воплощение мечтаний, желанная цель земных и внеземных поисков каждого героя. Она и мать, и сестра, и возлюбленная (!) героя.
Когда «искатель приключения» не юноша, а девушка, то в результате оказывается, что она, благодаря своим качествам, своей красоте или своему страстному желанию, достойна стать супругой бессмертного.
3. Женщина как искусительница
Мистический брак с царственной богиней мира символизирует полное господство героя над жизнью; ибо женщина есть жизнь, а герой – познавший ее господин. А испытания героя, в результате которых он обрёл опыт и совершил свои подвиги, символизировали те душевные испытания и пережитые кризисы, благодаря которым развивалось его сознание, пока он не стал достаточно силен, чтобы полностью обладать матерью-разрушительницей, своей суженой. В этот момент он узнает, что он и отец едины: он занимает место отца.
4. Примирение с отцом
Да-да, как у Джорджа Лукаса в «Звездных войнах»: «Люк, я твой отец!»
В общем, герой уже морально напутешествовался и стремится примириться с тем миром. От которого он удрал. Отсюда женское начало и отец.
У Кэмбелла здесь всё очень возвышенно. Он рассуждает и о детском образе отца, и о нашем всеобщем боге-отце, к которому мы должны прийти через отрицание, через помощь женщины, чтобы понять – отцовское и материнское – суть одно. Мы верим в него, а оно верит в нас. «Человек должен верить, что отец милосерден, и полагаться на это милосердие», – говорит Кэмпбелл.
Наверное, у многих был такой момент на грани подросткового и юношеского возраста, когда парню было важно доказать отцу, что он состоялся, как человек и мужчина? Не у всех это выражалось в прямом диалоге: у кого-то были лишь мысли, но у кого-то и реальные конфликты. Мать… Мать всегда на стороне сына, если она – нормальная мать. Недаром даже у откровенно маргинальных категорий мать – это святое. Потому сын, после подросткового отрицания всех и вся, сначала «возвращается» к матери, принимает её поддержку. К отцу же «вернуться» сложнее, ему нужно доказывать. Что ты и вправду вырос.
(Предположу, что девушки, напротив, легче входят в контакт с отцом, а состоятельность доказывают матери).
Кэмпбелл описывает, как эта ситуация «возвращение сына к отцу» проигрывается у примитивных племён во время инициации. Сначала мужчины племени несколько дней кормят неофита своей кровью, как бы иллюстрируя, сколько крови этот мерзавец выпил у них, пока был маленьким. А после следует обряд обрезания, и Кэмпбелл предполагает, что это некий психологический реванш, ритуальное убийство «старого и капризного» сына. Во время ритуала он умирает, а общество принимает нового члена.
Это тот момент инициации, которого современный человек лишён почти совершенно. Может быть, именно поэтому Воглер, в общем-то поддержавший схему Кэмпбелла, вымарывает эту часть Пути героя начисто.
Всё, больше вы её не увидите. Потому я и остановился на ней так подробно.
5. Апофеоз
Здесь герой должен допилить, наконец, что мужское и женское – всепроникающая суть, и разделить их невозможно.
Это и есть главная тайна мироздания: весь мир нам и отец, и мать, и мир родил нас, и он во всём.
Вот как-то так, примерно.
6. Вознаграждение в конце пути
Это необязательно что-то хорошее. Иисуса в конце пути распяли, Гарри Поттеру – тоже досталось. Но итогом для них стало некое понимание мира. И с этим пониманием им уже есть куда вернуться.
Инициация случилась. Герой изменился, он понял то, что в обыденной жизни понять не смог бы. Теперь у него есть нечто ценное, для чего стоит идти домой.
Это иллюзия, что в конце пути Одиссей ничего не нашёл – он обрёл себя.
Бичевание и распятие Иисуса Христа, через которое он исполняет свое предназначение – приносит искупительную жертву за все человечество и попадает в Царствие Небесное. На этом заканчивается инициация и начинается возвращение.
III.ВОЗВРАЩЕНИЕ
10. Отказ от возвращения
Да, первое, что делает герой – он понимает, что возвращаться в обыденность ему не хочется. Достала его эта обыденность.
Ведь хорошо же в волшебном мире? Даже здорово!)
11. Волшебное бегство
Вот эта часть истории нужна не всегда.
Но если герой добыл какой-то трофей, и трофей был добыт против воли стражей, то ему пора удирать. Такой приём решает все проблемы с нежеланием героя идти домой.
А то автор ему: «Бери шинель, пошли домой!» А он: «А нас и тут неплохо кормят!»
12. Спасения извне
Иногда сам герой удрать не может, и нужно спасение какого-то волшебного существа.
Или героя никак не получается выпнуть из уютного волшебного мира, и посланник должен прийти к нему и забрать домой. Ведь наш герой условно в мире мёртвых. Но он живой. А пока человек жив, жизнь будет призывать его.
13. Преодоление порога, возвращение домой
Пересекая условный порог герой понимает – два мира (волшебный и обыденный) в действительности есть одно. И он возвращается обладателем этого ценного знания, а иногда и непосредственно эликсира, который спасёт тот мир, который он покинул.
14. Властелин двух миров
Вернувшийся герой становится властелином двух миров.
Теперь он свободен перемещаться в любом направлении через границу миров. И это – его самое важное достижение.
Он ЗНАЕТ – мир не такой, каким кажется.
15. Свобода жить
15.Свобода жить в конечном итоге и есть результат чудесного перехода и возвращения героя.
Пока он бродил по той же самой «стране мёртвых», как и у Проппа, он пытался принять взрослый и жестокий мир.
Раз он не погиб в своих странствиях – он готов ко взрослой жизни. С этих пор он сам себе и отец, и мать. И вполне может рожать детей и жить на благо общины и мира.
Это важно. Герой шёл по своему пути от индивидуализма к интересам своего общества. Он стал его частью.
Резюме самого Кэмпбелла:Герой мифа, покинув свой родной дом – хижину или замок, хитростью или колдовством заманивается, переносится или по собственной воле отправляется на поиски приключений. Там он встречается с призраком, который стережет порог. Герой может одолеть эту силу или расположить ее к себе и живым войти в царство тьмы (это может быть битва с братом, битва с драконом, подношение, заклинание) либо может быть убит своим противником и пасть замертво (подвергнуться расчленению, распятью). Преодолев порог, герой странствует в мире незнакомых ему сил, с которыми ощущает удивительную общность, одни из них угрожают ему (и устраивают испытания), другие волшебным образом помогают. Когда мифологическое путешествие приводит героя к абсолютному упадку, ему предстоит решающее испытание, и он завоевывает свою награду. Его победа может быть символически представлена как брачный союз с матерью-богиней мира (священный брак), как его признание отцом-создателем (примирение с отцом), или как обожествление героя (апофеоз), или же – если потусторонние силы остаются враждебными – миф повествует о похищении драгоценного дара, за которым он пришел (невесты, огня), в сущности, происходит сдвиг рамок сознания, и тем самым пределов бытия (просветление, преображение, освобождение). Путь пройден, и теперь нужно вернуться. Если трансцендентные силы благословили героя, тогда он отправляется в обратный путь под их защитой (посланник), если же этого не произошло, то он бежит, а за ним гонятся по пятам (и он претерпевает превращения или преодолевает препятствия). У порога, ведущего обратно, трансцендентные силы должны остаться позади, герой выходит из царства страха (возвращение, воскрешение). Драгоценный дар, который он приносит с собой, возрождает мир (эликсир).
Таким образом, мы видим, что схема Кэмпбелла плоха тем, что она сложна и полна мифологии.
Потому – что сделал Воглер? Правильно, он упростил эту схему.
На вопрос: «как?» – мы можем ответить легко, но как ответить на вопрос: «зачем»?
(далее о Воглере)