Пособие по выбору рейтинга для текста на основе прокатных рейтингов Американской Киноассоциации и возрастных критериев для информационной продукции в России.
Что такое рейтинг
Давайте определимся для начала, а зачем вообще нужна система рейтингов. Некоторые считают, что рейтинг предохраняет стыдливых или чувствительных читателей от слишком жестоких или откровенных сцен. Это не так. Вернее, не совсем так. Ваша чувствительность или стыдливость — ваше личное дело. В современном обществе давно принята точка зрения, что секс не является грехом, а насилие — естественный компонент демократического решения проблем (как вам вооруженные силы ООН?). В наше время было бы неверно говорить, что секс — это всегда пошло, а насилие — это всегда грязно. Наоборот. Если взрослая, психически здоровая личность не умеет видеть в естественных половых отношениях красоту, а в проявлениях социально допустимой агрессии — стремление к защите и справедливости, то это сигнализирует о её несоответствии времени.
Тем не менее, существует информация, которая, как считается, действительно воздействует на психику деструктивно. Почему я подчеркиваю «как считается»?
Дело в том, что не существует никакого идеального человека. Высшие цели, любовь к жизни, гуманизм — все это мы придумали сами так же, как когда-то придумали бога. Человек настоящего ничуть не лучше человека прошлого. Он просто перешел из одной формы выражения эмоций в другую, как если бы снял тунику и надел вместо неё джинсы. Живем мы все в обществе — и неважно, каких придерживаемся взглядов, учитывать тенденции времени придётся. Поэтому предлагаю совершить экскурс в увлекательный мир современных стереотипов.
Человек нашего времени существует во власти двух сил — созидания и разрушения. Попросту: жизни и смерти. Причем, заметьте, пожалуйста, смерть торжествует. Кем бы вы ни были, какое бы положение ни занимали, чего бы вы ни достигли, конец у всего один. А поскольку в небесный рай с птичками и цветочками мы уже не верим, смерть для нас — небытие, ничто. Именно поэтому современные люди стремятся к двум вещам: детям и/или творчеству, славе. Только это дает иллюзию того, что после нас останется хоть что-то. Но и эта иллюзия не спасает. Дети уйдут, слава угаснет. Да что там дети — само человечество не будет жить на Земле вечно. Уже давно существуют прогнозы, когда и как именно исчезнет привычный для нас мир. И неизвестно, сможем ли мы к тому времени найти другое место для обитания. А отворачиваться от этих знаний невозможно.
Теперь о позитиве. Но жить-то хочется! И хочется сейчас. Желательно счастливо. И вот современный человек принимается окружать себя сказками. О мире, о добре, о справедливости. О том, как он сам, высокий и прекрасный (человек — это звучит гордо), своими собственными руками, побеждая природу, кует себе судьбу и счастье.
Реальность прорывается и в эти сказки. Картонный персонаж, — говорим мы про героя, который живет в выхолощенном мире нами же созданных иллюзий. — Неинтересно.
Вернемся к рейтингу, он-то тут при чем? А рейтинг — это и есть та самая дозировка реальности. Которая готовит нас к тому, насколько произведение будет соответствовать удобным для нас жизненным стереотипам или, наоборот, эти стереотипы разрушать.
Изначально система рейтингов создавалась для того, чтобы защитить детей от информации (от правды), которая может нанести вред (в современном понимании) их физическому, психическому или нравственному развитию. А потом оказалось, что существуют и взрослые, которые тоже хотели бы быть защищенными. Традиционно к этой категории относятся люди с неустойчивой нервной системой, люди консервативных взглядов, беременные женщины и пожилые.
Обобщим сказанное. Рейтинг не является критерием художественной ценности произведения. Пошлым может быть и текст с пометкой 18+, и текст 12+. Рейтинг — это предупреждение о том, насколько текст соответствует или не соответствует комфортной картине мира современного человека. А также сколько моральных сил, зрелости и личностной свободы он требует для восприятия.
В следующих частях подробно на практике рассмотрим все рейтинги и их составляющие.
Зачем нужен рейтинг
Поднатужившись, после нескольких тысяч лет исканий и метаний, человечество выдало гениальный в своей простоте ответ на вопрос «Зачем мы здесь?». Чтобы жить! Поэтому в наше время принято считать, что жизнь имеет наивысшую ценность, что счастье достижимо, мы движемся к прогрессу, а нравственное совершенствование — моральный долг каждого уважающего себя человека. И хотя все эти истины не имеют никакого научного подтверждения, а значит, мало чем отличаются от известной легенды о получении скрижалей, учитывать их придётся.
Итак, на основе заповед… категорического императива)) строится воспитание современной личности. Оно включает:
— понимание личностью ценности своей жизни;
— уважительное отношение к другим личностям;
— добровольное следование общественным нормам;
— стремление к деятельности.
Человек не имеет врожденного понимания этих вещей (а если и имеет, то сие науке неизвестно), его надо научить. Поэтому на время воспитания ребенка отгораживают от части информации, которая по мнению общества может направить его не на ту дорожку. Рейтинг — это и есть тот самый барьер. Теперь зная, что общество хочет получить на выходе — либеральную личность — посмотрим, от какой информации предлагается ограждать детей:
— от сцен насилия и жестокости.
Считается, что они могут вызвать снижение чувствительности к страданиям других и сделать ребёнка более агрессивным, чем он мог бы быть.
— от того, что может напугать.
— от наготы и сцен сексуального характера.
Считается, что нагота взрослого может напугать ребёнка (из-за того, что тела взрослых и детей различаются) или вызвать комплексы (по той же причине), а сексуальные сцены спровоцируют слишком ранний или повышенный интерес.
— от сцен употребления наркотиков и вообще любой информации, которая может повредить здоровью ребенка.
Без комментариев, всё и так понятно.
— от нецензурной лексики.
Потому что не принято.
Опираясь на эти критерии, можно сказать, что вся информация, которую мы будет рейтинговать, условно различается:
1. По форме (натуралистичности изображения) — способна вызвать страх, агрессию, интерес к половой сфере или возбуждение.
2. По содержанию — пропаганда желательного или, наоборот, нежелательного поведения.
Также надо заметить, что в разном возрасте ребёнок по-разному оценивает информацию на основе уже имеющихся установок. Следовательно, планка запретов будет потихоньку снижаться.
0
0