Татьяна, которая посылала приглашения по списку, внесла в текст коррективы. На левом развороте были перечислены организаторы, начиная с Министерства Культуры СССР и по нисходящей до ВООПИИК. И под ними — Спонсор выставки «Мосхосторг». На правом текст приглашения. Дата и время открытия — вернисаж в 12. На два лица. Внизу разворота было не крупно написано — залы для просмотра открываются в 11.00. Я не ожидала, что это сработает. Но чего в жизни не бывает!
Девочки сделали входное объявление — афишу, написали несколько плакатов, нарисовали стрелки-указатели, сделали даже некоторое подобие бейджи. Сами некурящие, нашли урну для курильщиков. У мединститута поставили и плакатик разместили «Место для курения». Урну мы потом увезли, медики свою поставили, плакатик попросили подарить на бедность.
Зина колдовала над икебаной на тумбочке, где лежала «Книга отзывов». Явились мои макетчики в прекрасных строгих костюмах и дипломатами. Я уставилась на черную лаковую кожу переносных сейфов. За простыми в очередь записывались, а тут сейфы! Сашка бригадир сказал тезке
— Ты тут проверь, а я в залах 2 и 3 проверю.
Тезка положил шикарный дипломат, набрал код замка…
Я не сдержала возгласа восхищения. Это был полный набор импортного компактного инструмента слесарно-электромонтажной мастерской! Саша откинул пластину, закрывавшую левую часть створки и извлек коробочку. В ней было два предмета, один, укрепленный в держателе небольшой флакон и корпус старого штемпеля:
— Лак, французский, без запаха. А это сами смастерили.
Он «это» показал. Низ старого штемпеля был аккуратно очищен от резины на его место лег точно по размеру кусочек стеклянной шкурки нулевки. И я до сих пор не уверена, что им было труднее достать французский «корабельный» лак для корпусов яхт или нашу отечественную шкурку нулевку.
Время близилось к одиннадцати. Мне хотелось курить и «2Саша2» решили перекурить со мной.
{У Александров было много задумок. Многие из них вернулись в качестве брендов импортного товара.
Ответьте себе на вопрос, когда вы впервые увидели коробочки с губками для чистки обуви?
Кольцевую металлическую мочалку знают все хозяйки. Я увидела в магазине большую кольцевую мочалку, насаженную. на широкий пластмассовый диск с ручкой только неделю назад}
Горько, что таким парням с золотыми руками и светлой головой долгое время после развала Союза не находилось никакого применения. Не это ли одна из причин большого количества алкоголиков у нас?}
***
На улице несколько человек прохаживались, по такой хорошей погоде немудрено, рассматривали декор Избы, и не выказывали нетерпения. У тротуара парковался ПАЗ с надписью по бОрту «Телевидение» Из окон торчали головы, некоторых журналистов и операторов я узнала. Из автобуса выскочила молодая журналистка. Потом показалась спина — оператор вытаскивал через узкую дверь свою аппаратуру.
— Толя, быстрей! — умоляюще попросила девушка.
— Не гони лошадей!
Анатолий повернулся, повесил большой кофр на одно плечо, на второе штатив. И добродушно сказал девушке:
— Канарейка, я для тебя Анатолий Иванович.
— Толя! Не мучай девушку.
— Ух, Алёна Батьковна, обижен, обиж-жен! Дорогу к нам забыла!
— Не жужжи. Забегала и не раз. Тебя застать невозможно, все время на съемках. Ты мне лучше скажи, каким ветром тебя в репортажку занесло?
— Начальственным. Лозунг олицетворяем «Экономия должна быть экономной». Не понимаешь? И мы не понимаем. Позволь представиться — дежурный оператор оперативной группы. Вот дежурю.
— Ладно, Толь. Девушку представь.
— Валентина, лучше Тина.
— Саши, — кликнула я своих парней, — Знакомьтесь. Анатолий … Иванович. Мои друзья и коллеги, оба Александры. Саша, — обратилась я к бригадиру, — Толя приехал с тяжелой камерой и штативом. Побудь у него за ассистента. Толь, у Саши золотые руки и светлая голова, а в дипломате у него Форт Нокс Мастерового.
Времени оставалось мало, минут десять до одиннадцати. Оглядев свою команду, повела вдоль ограды за угол, там был вход через небольшую калитку, сейчас запертую. По дороге «включила руководителя». Все подобрались, кроме растерявшейся Тины. Я хмыкнула, и отвернулась к бригадиру:
— Саша, ты ведешь Толю и Тину к экспозиции. Запоминай, в зале №1 покажешь всю графику, соборы, две панорамы к ним, во второй комнате Северный Казахстан. Они самые большие и там можно снимать со штатива, в остальных с плеча. Ты с чем приехал, с Панасоником?
{Panasonik — профессиональная камера, аналоговая, модели 80-х годов использовались для репортажных съёмок.}
Толька ухмыльнулся:
— Знакомься, Батяня!
— Неужто Бетакам?
{Betacam — аналоговая профессиональная камера. Камеры этой платформы давали по качеству самое высокое приближение к киносъемке, что позволяло снимать художественные телефильмы.}
— Дерзай, Анатолий Иванович. А мы сейчас быстро пройдемся по выполненным пунктам …
Мы уложись в график с точностью до минуты. Первые посетители вошли ровно в одиннадцать. К открытию в залах было тесно. Вернисаж открывали двое. Председатель профкома Мосхозторга, приятная неожиданность, и куратор мероприятия, у которой едва хватило мужества поблагодарить присутствующих и передать слово председателю профкома.
Многие охотно писали добрые слова в книге отзывов о пейзажах, представленных на выставке, меньше о графике. С десяток выразили свое мнение потрете. Самый простой: — «Хотел бы я иметь такого Деда! Он бы всю дурь из меня выбил». И отзыв, не скрою, очень мне польстивший, явно незаслуженный и усиливающий моё чувство вины перед старым другом. «… очень сильное впечатление производит немногочисленная графика, представленная в экспозиции. Наиболее яркий, выполненный в смешанной технике, лист «Дед». Его незаконченность сродни незаконченности «Голгофы» Н.Н. Ге»…
Не сразу, значительно позже, этот отзыв позволил мне осознать другой совет, данный мне Другом за кружкой кофе: —
— Геологи не любят туристов. Они едут в поле не за сильными впечатлениями, — работать. В маленьких отрядах всё на виду. Не будь туристом, ищи свое равновесие между тем, что должно и тем, что надо.
0
0