Резюме отчета от 17 июня 427 года. Агентство В. Пущена
Допрошен доктор Белен – психиатр, составивший медицинское заключение по делу Югры Горена, его лечащий врач. Получено очень мало информации.
1. Белен не считает пророчества Горена псевдогаллюцинациями, вызванными чрезмерным употреблением алкоголя или других дурманящих веществ, хотя и не отрицает злоупотребления ими.
2. Белен считает пророчества Горена способом привлечь к себе внимание, что свойственно людям с алкогольной зависимостью. А также попыткой оправдания этой зависимости в собственных глазах и в глазах близких.
3. Горен, по мнению Белена, выдавал за пророчества явную ложь.
4. Белен уверен, что смерть Горена – результат параноидного психоза, а не спланированное убийство. Ныне Слада Белен лишён медицинской практики.
Получены сведения о владельце дома в д. Бутовка, где, по утверждению Й. Йелена, проживал Ждана Изветен, магнетизёр. По документам владельцем дома является Нрава Знатан, 358 г. р., проживающий в Брезене у дочери и зятя.
По данным из архива Славленского университета, Збрана Горен окончил экономический факультет в 401 году, обучение оплачено семьей Горенов. Югра Горен поступил на горный факультет в 392 году, в 394 году переведен в Ковченский университет (со стипендией от Афранской Тайничной башни), который окончил в 399 году (с отличием). Плавильня «Горен и Горен» перешла братьям по наследству от отца, скончавшегося в 406 году от воспаления легких. Их отец был рожден вне брака, мать – Задорна Горенка, младшая прислуга в доме П. Прадана, чудотвора, одного из командоров Славленской Тайничной башни. После рождения сына З. Горенка покинула службу и переехала в Речину, в собственный дом. До совершеннолетия сына получала от Прадана ежемесячное пособие. Прадан оплатил также обучение её сына в коммерческом училище Славлены, а после смерти оставил ему небольшой капитал, на который и была построена плавильня «Горен и Горен» (первоначально – «Горен и сыновья»). Сведения частично подтверждены финансовыми документами семьи Праданов.
17 июня 427 года от н.э.с. Исподний мир
Сначала Спаска недоумевала, почему нельзя было ехать на хорошей лошади, в карете или кибитке, а потом поняла: там, куда они направлялись, не прошла бы карета и переломала ноги хорошая лошадь. А эта старая мохноногая кляча тащила за собой тяжёлую и крепкую телегу напрямик через болото, упорно и ритмично вытаскивая из грязи увязавшие копыта.
Они ехали через безлюдные места, и болото вокруг мало напоминало то, на котором выросла Спаска. На нём не росло черники, гоноболи или брусники, только мох. Редкой зелёной сетки клюквы Спаска тоже не увидела. И лежало оно от горизонта до горизонта, леса не было вообще.
А если и встречались выступавшие над болотом островки, то поросшие кустарником, а не деревьями. Унылое было место, совсем гнилое.
Милуш неуверенно правил лошадью, изредка оглядываясь на отца, который хорошо знал дорогу, но отца вымотали трое суток пути, он почти ничего не говорил, и уже не пытался шутить, и не замечал ворчания Милуша. А на его вопросительные взгляды отвечал коротко, односложно.
Только когда в тумане показался большой дом на острове, отец немного оживился, воспрянул, даже улыбнулся.
– Чей это дом? – спросил Милуш беспокойно.
– Мой, – ответил отец то ли с гордостью, то ли с горечью.
Дом этот нельзя было сравнить с дедовой избой, но и на высокие городские дома он не походил. Приземистый, крепкий, тёплый, он был сложен из старых толстых бревен, пропитанных дёгтем, с тесовой крышей и – Спаска замерла на миг, не веря своим глазам – с прозрачными окнами!
Стёкла, конечно, были не такими огромными, как в царском дворце или доме Вечного Бродяги, но и не мелкими, каждое – с ладонь отца. Над крышей дома поднималась труба, сложенная из круглых светлых камней, и окружал его целый двор – банька, ряж колодца, поветь…
На островке было сухо, и Спаска увидела дренажные канавки, прорытые от дома в болото. А между колодцем и банькой стояла чёрная плита – надгробный камень, древний, поросший мхом.
– Что-то мрачновато, – глянув в её сторону, сказал Милуш.
– Напротив, – коротко ответил отец.
– Это кто-то из твоих близких? – Милуш оглянулся.
– Нет. Это могила Чудотвора-Спасителя.
…Мёрзлая земля с трудом подаётся под ударами тяжёлой холодной кирки (вкус смерти на губах), неохотно раскрывает свою бесстыжую черноту. Все глубже и глубже яма, всё грязнее снег вокруг… Мёртвый человек с узким лицом на дне ямы… Комья тронутой инеем земли падают на его лицо.
Милуш присвистнул.
– И ты в этом уверен?
– Полностью. Когда-то он был хозяином этого дома.
Отец хотел добавить что-то еще, но замолчал, зажмурив глаза. В доме было пять комнат и кухня с большой белёной печью, не похожей ни на деревенские, ни на городские.
– Это очень старый дом, – пояснил Милуш, когда они уложили отца на кровать в самой большой комнате – отец сказал, что это комната хозяина дома. – Такие печи строили ещё в те времена, когда зимы были морозными и снежными. И богатый дом – печь с плитой и дымоходом. Змай, чем ты её топишь? Она же должна сжирать дрова, как прорва!
– Я топлю только плиту, – тихо ответил с кровати отец.
– Давай-ка, Спаска, принимайся за хозяйство… А я займусь твоим отцом всерьёз.
Она растерялась: ей никогда не приходилось самой вести хозяйство. Тем более такое большое – и огромный дом, и целый двор, и лошадь под поветью…
Она хотела начать с припасов, купленных по дороге и оставленных в телеге, но Милуш накричал на неё (а отец – на Милуша), когда увидел, что она стаскивает на землю мешок с мукой. Спаска вернулась в дом, не зная, что ей делать.
Милуш посмотрел на неё снисходительно:
– Вытри пыль, помой полы и поставь тесто. А на ужин сделай мучной болтушки, что ли…
– В подполе есть вяленое мясо и рыба, овощи, крупа и масло. Ягоды мочёные, – сказал отец и добавил: – И вино.
– Про вино забудь, – тут же сказал Милуш.
К вечеру Спаска освоилась, и ведение хозяйства уже не казалось ей чем-то серьёзным и обременительным: у мамоньки она делала то же самое. Единственное, что её отвлекало от дел, – это прозрачные стекла.
Она иногда замирала перед окном и не могла отвести от них глаз: болото было видно до самого горизонта.
Милуш до ужина растирал в ступке привезённые с собой снадобья, мешал из них мази, варил зелья и ставил настойки – как на воде и масле, так и на хлебном вине. Лягушачьей слизи у него было не много, и он в самом деле ходил на болото ловить лягушек, сказав, что в следующий раз этим займется Спаска, потому что лягушачья слизь – лучшее средство для рубцевания ожогов.
Отец спал – маковые слёзы делали свое дело, хотя Милуш начал беспокоиться: их не следовало пить дольше трёх дней. И строго-настрого наказал Спаске давать их отцу только на ночь, чтобы он мог отдохнуть и набраться сил.
Спаска и сама это понимала, не столько зная, сколько чувствуя опасность маковых слёз, погружающих человека в грёзы, из которых нет выхода.
– Не давай, даже если будет просить, – говорил Милуш. – А он будет просить, маковые слёзы хитрые, они ему подскажут, как тебя уговорить. Сначала они в самом деле снимают настоящую боль, а через несколько дней порождают боль ненастоящую. Если не прекратить, они постепенно завладевают человеком: без них боль кажется в несколько раз сильнее. И чем дольше он пьёт маковые слёзы, тем хуже ему без них. Вот поэтому их не пьют по пустякам. А если боль убивает человека, маковые слёзы его добьют, избавят от страданий насовсем.
– А как определить, может боль убить или не может?
– Когда увидишь, то сама догадаешься. Бледность – первый и главный признак. Пока кричит и мечется – холодный пот, липкий, когда метаться сил уже нет – кожа сухая. Сердце трепыхается слабо, но часто. Губы синеют, лицо заостряется, как у мертвеца. Тут уже ничего не поможет, а маковые слёзы остановят сердце навсегда. Татке твоему это уже не грозит – отпился, отлежался немного.
Отец проснулся к позднему ужину (а Спаска успела испечь хлеба и сварить похлёбку из вяленого мяса со сладкой рассыпчатой репой и мукой): крепкий сон прибавил ему сил, и он поел – в первый раз с той ночи, когда они покинули Хстов.
Спаска кормила его с ложки протёртой репкой и жмурилась от радости: за эти дни она так и не привыкла к мысли, что отец жив.
– Таточка, тебе не трудно глотать?
– Ещё как трудно. – Голос у него был слабым, но Спаска видела, что он снова шутит. – Пожевать за меня уже пожевали, может, ты и поглотаешь за меня?
– Ешь давай и не ломайся, – проворчал из-за стола Милуш.
– Я лучше знаю, когда надо есть, а когда не надо.
– Это неправильно, – сказала ему Спаска. – Мне Свитко говорил: если человек не хочет есть, то есть и не надо. Иногда голод лечит лучше лекарств.
– Ерунду Свитко говорил. Не голод лечит, а вода, которая вымывает яд из тела. Когда человек не ест, воде легче. Но ожоги должны рубцеваться, и тут одной воды маловато. Так что корми отца четыре раза в день, понемногу, вари овощи с мукой в мясном отваре и протирай. Молока тут нет, жалко. Молока хорошо бы. И не солонины, а курятины.
Отец ещё днём сказал, что маленькая уютная комнатка с окнами на восток предназначается Спаске, – и ей там сразу понравилось. Перед тем как лечь, она долго смотрела на болото через прозрачные стёкла, думала об отце – и вдруг испугалась радоваться, чувствовать себя счастливой.
Ей показалось, что за эту радость когда-нибудь придётся заплатить с лихвой. Слишком сильным было воспоминание о боли, которая едва не раздавила её, едва не убила, – теперь казалось, что боль в самом деле может убивать. И никакие маковые слёзы от неё не спасут, разве что проведут в мир грёз, из которого нет выхода.
Отец остался жив, но рано или поздно наступит день, когда он поднимется на ноги. Наступит день, когда чудотворы поймут, что он жив, – и захотят убить его снова.
Побоялась она думать и о Волче – словно мысли о нём могли повредить отцу, словно, думая о нём, она что-то отнимала у отца. И не сомневалась, что её сострадание, её слезы и мысли помогают ему встать на ноги.
Небо, хоть и покрытое тучами, оставалось светлым, гораздо светлей земли – и его было больше, чем в замке. Или так только казалось? И ночь была гораздо светлей, чем те ночи, к которым привыкла Спаска. Света хватало даже на то, чтобы разглядеть буквы, процарапанные на чёрном надгробии: Чудотвор-Спаситель…
И надпись эта была словно горькая насмешка, словно чья-то шалость, издёвка над мертвецом.
Спаска решила во что бы то ни стало утром прочитать всё, что было выбито на надгробии, – из окна мелкие буквы ей было не разобрать. Светлая, но пасмурная ночь разбавляла темноту комнаты густыми сумерками.
Спаска оторвалась от удивительного окна и собиралась лечь, когда увидела в дверях человека со свечой в руках. Он не был похож ни на отца, ни на Милуша, и Спаска шагнула назад, не зная, звать на помощь или нет.
И она бы обязательно вскрикнула, как вдруг увидела, что свеча в руке человека не освещает комнату. И её огонек, и силуэт в дверях – призрачны, как свет за прозрачным окном. И узкое лицо показалось ей знакомым – днём она видела, как на него падают комья мерзлой земли…
Между тем человек посмотрел на Спаску так, словно желал ей доброй ночи, а потом поставил свечу на сундук напротив кровати и вышел на цыпочках – но она всё равно услышала, как под ним скрипят половицы. А потом раздался легкий хлопок двери, ведущей в сени.
Бывший хозяин дома? Чудотвор-Спаситель?
Спаска посмотрела на ничего не освещавшую свечу, но та растаяла в темноте. Появление призрака не напугало Спаску – были в её жизни вещи пострашней давно умерших чудотворов. Наоборот: свеча, поставленная на сундук, словно давала разрешение на её присутствие в доме.
Как будто призрак позаботился о том, чтобы ей не было страшно в темноте. Она легла в постель – мягкую, уютную, теплую – и тут же заснула.
0
0