В архивах Л. Берии можно было найти немало интересных вещей. Десятки папок, повествующих о фантастических открытиях и не менее фантастических проектах советских ученых. Но эта история выделяется и среди подобных проектов.
18 мая 1937 года из Финского залива в Балтийское море вышла советская подводная лодка «Красный следопыт», на борту которого находились экипаж и научная экспедиция. До двадцать четвертого августа подводная лодка должна была преодолеть тысячи километров, пересечь Атлантический и Тихий океаны и встать на рейде Владивостока в составе советского Тихоокеанского флота. По пути, используя скорость своего движения, находящаяся на ее борту экспедиция должна была провести научные изыскания в Мировом океане.
Подводная лодка конструкции Николая Степановича Крепышева представляла собой сплав технических достижений того времени. Корпус подводной лодки был выполнен из секретного крепчайшего сплава «Победит -951» в состав которого впервые в мире был включены изотопы урана. Подводная лодка «Красный следопыт» была снабжена электромагнитными самонаводящимися на цель торпедами и мощной ультразвуковой пушкой, изготовленной в конструкторском бюро под руководством В.И. Беккаури. Но не это составляло ее основной секрет. Секрет подлодки заключался в ее двигателях. В своем движении она использовала электроэнергию, которую хранили аккумуляторы, разработанные Московским институтом физических проблем, которым руководил П. Капица. Но лодка использовала ее не для банальных электродвигателей с небольшим КПД, а для реактивных моторов, в которых взрывалась гремучая смесь водорода и кислорода, получаемых при расщеплении обычной морской воды. Благодаря этому подлодка имела огромный запас хода и могла быстро набирать фантастическую даже для наземных судов скорость. Впрочем, для увеличения скорости подлодки использовалось еще одно новшество, разработанное советскими учеными: часть раскаленных газов из ракетного двигателя корабля использовались для создания газового пузыря, в котором двигалась лодка.
Курс подводной лодки пролегал мимо Англии и Франции через пролив Ла-Манш и далее в открытые просторы Атлантики. Затем курс пролегал в Саргассово море, где предполагалось провести исследования и вдоль побережья Южной Америки «Красный следопыт» должен был спуститься до Огненной земли, обогнуть ее и выйти в Тихий океан.
Надо сказать, что программа была выполнена полностью. К числу исследовательских удач научной экспедиции следует отнести обнаружение и нанесение на карту двух подводных течений, подводного хребта Павлова, глубоководных ящеров Seerex lordus, моллюсков, аккумулирующих золото и редкоземельные металлы, поглощая их из океанской воды. Экспедиция обнаружила в океане несколько видов новых рыб, моллюсков и ракообразных.
Но главное – занимаясь исследовательскими работами на дне океанов – экипаж подводной лодки «Красный следопыт» установил мировые рекорды по времени пребывания под водой, в глубинных погружениях, и в скорости передвижения под водой. Указанные рекорды не побиты до настоящего времени!
22 августа 1937 года подводная лодка «Красный следопыт» вошла на рейд Владивостока и была включена в состав Тихоокеанского флота. Все участники экспедиции были награждены орденами и медалями СССР. Удивительно, но, получив от Ежова сигналы о вредительской деятельности отдельных членов экипажа и участников научной экспедиции, И. Сталин не разрешил трогать кого-либо из них. «Эти люди, — сказал он, — зарекомендовали себя истинными строителями коммунизма. Вот ты, Ежов, способен работать на километровой глубине?» «Если прикажет партия» — растерянно пробормотал нарком. Сталин безнадежно махнул трубкой: «Не сможешь ты там без водки! Не сможешь!»
Появление «Красного следопыта» у дальневосточных берегов ослабило угрозу военного вторжения и сделало возможным заключение между СССР и Японией пакта о ненападении, который соблюдался обеими сторонами до августа 1945 года.
Но Н.С. Крепышева не оставляло желание завершить кругосветное путешествие. В мае 1940 года он получил у Сталина разрешение испытать подводную лодку в северных морях. По итогам этих испытаний должно было принято решение о запуске подводных лодок типа КП в серию. Однако случилась трагедия. Во время перехода по Северному пути что-то произошло с подводной лодкой. Сигнала бедствия она не подавала, следовательно, трагедия случилась во время движения на глубине. Трудно сказать, что было причиной аварии и гибели подлодки, боюсь, это навсегда останется тайной для нас, как гибель АПЛ «Курск». Основная трагедия заключалась еще и в том, что все технические чертежи корабля хранились у Крепышева в сейфе на подводной лодке. Многое, очень многое оказалось просто невозможным восстановить. Слишком быстро был расстрелян В. Беккаури, поэтому секрет ультразвуковой пушки оказался так же утраченным. Во вторую мировую войну Советский Союз вошел без могучего корабля, способного обеспечить полное превосходство над противником в любой точке Мирового океана.
0
0