Лень…
Надеюсь, если вы внимательно всё прочли, то фактор боязни белого листа, происходящий от того, что вы можете написать «не то и не так», из рассказа о лени можно вычёркивать?
Всем страшно. Все, кто серьёзно пишет – такие же «не такие», как и вы. Это не повод бояться себя.
Что ещё?
Да, кроме страха перед белым листом – потому что это «больно», «нервы» и т.п. – бывает и так, что хочется и не можется: нет какого-то особенно «лишнего» времени, нет сил сосредоточиться, садишься писать, и сил нет начать…
Ну что ж, раз нет внешних условий, тогда надо создавать себе условия изнутри. Поехали.
Что такое человек?
По минимуму:
это его тело;
это его эмоции;
это его мысли.
Пробуем создать зону комфорта для этих условных «трёх тел», чтобы появилось и некое новое «качество» – работоспособное тело, глубокие эмоции, интересные мысли.
Тело.
Тело должно двигаться.
(В общем, тут пауза, я пошёл в качалку).
(Пришёл. Продолжим).
*Тело должно двигаться, чтобы мозг хорошо работал. Кровеобмен и всё такое. Да и трупики гормонов тоже надо утилизировать.
Вы же нервничаете регулярно? Каждый день, да? Значит в крови у вас постоянно трупики гормонов. И нужно поддерживать их транзит на выход из организма.
По минимуму – хотя бы гулять полчаса в день. Каждый день. Плакать и гулять. В холод, в дождь, когда болит голова и неписец – особенно.
Кстати, во время прогулки мозг сам собой может начать выстраивать сюжеты, «проигрывать» их. Не у всех. Но у некоторых речевые «области» мозга сопряжены с двигательными. Они друг друга стимулируют, и текст возникает «сам».
*Тело нужно правильно кормить. Ему нужны витамины и минеральные вещества. Желательно – натуральные. Надо выяснять, что нужно конкретно вашему мозгу и следить за этим. Часто это – магний, серотонин. У меня плохие сосуды, и я практически всегда пью либо рыбий жир, либо льняное масло на зверобое и других травах (т.к. масло на одном зверобое может поднимать давление).
Т.е. – хочешь, чтобы мозг работал – его нужно соответствующе содержать. Кстати, помогает сосредоточиться мятное масло. Особенно летом. В жару. Болит голова – мажешь виски – боль проходит. Массаж этой несчастной головы – тоже неплохая штука.
*Издеваться. Над телом можно и нужно издеваться. Подходит что угодно – тренажёрный зал, купание в холодной воде, непродолжительный голод (долго не надо, зубы выпадают), медитация, йога, туризм, прыжки с парашютом, езда на собаках. Всё это позволяет тренировать тело, понимать его и управлять им.
*Темперамент. Изучите свой темперамент. Если вы флегматик – не требуйте от себя скорости холерика. Нужно чётко понимать, «что ты есть» – а уже потом спрашивать с себя результаты.
*Ведущий тип восприятия. Типов три: мы визуалы аудиалы, кинестетики (тактилисты).
Совсем чистых типов не бывает, наверное. Но всё равно кто-то лучше воспринимает «картинку» (т. е. визуально), а кто-то – на слух. Знайте свои особенности, пользуйтесь ими. Визуалы могут делать наброски описанных сцен карандашом, аудиалы – читать написанное вслух.
Внимание! И наоборот – аудиалам полезно прорисовывать сцены и персонажей, а визуалам читать вслух. Так вы заставляете себя пахать вдвойне. Полезно для мозга и для текста.
Тактилисты (кинестетики) – редкая категория, но она есть. Мир они лучше понимают в ощущениях, как завещали классики марксизма.
Им можно и порисовать, и почитать вслух, и пощупать что-то. Описывать ощущения. Пытаться писать текст «на ходу», во время прогулки. Попробуйте, кстати, писать на ходу все, кто ещё не пробовал. Это круто.
*Спать. Высыпаться. И ещё раз – высыпаться. Вот 150 раз себе это говорил – так ведь не помогает((
Итак, по телу:
*Если вы готовитесь сесть «за текст», вам не должно быть жарко или холодно, голодно или наоборот, тошно от лишней еды.
!
Если не пишется, проанализируйте сначала состояние тела.
Возможно, вам не пишется, потому что у вас проблемы с кровообращением, обменом веществ, недосыпом и т. п. Про секс – не знаю. На меня не влияет, но, если что – пишите, у кого как, обсудим)
Эмоции. Эмоции любят якоря. Привязки. Напоминания о состояниях, «когда вам было хорошо». Ритуалы. Самообман. Обман другими.
Это всё потому, что нет некой картины мира – для всех. Как вы придумали мир и себя – с тем и живёте.
Помните: эмоционально подкреплённое знание – самое крепкое. Ну вот мы в школе наизусть учили определения, например. Что я помню сейчас из школьных определений? А ничего. А вот это помню: часть речи, которая упала с печи, стукнулась об пол, называется глагол. Почему помню – так смешно же было.
Эмоциональное подкрепление – очень важно. Если вам удастся «раскрасить» свой писательский труд приятными эмоциями, вам будет от него хорошо-хорошо……… Пока критики не набегут))
*Заведите ритуал, связанный с написанием текста.
Кто-то открывает форточку и просит музу залетать.
Кто-то надевает любимую одежду.
Кто-то покупает конфеты, которые выдаёт себе только после того, как фрагмент текста написан.
Кто-то сначала перечитывает написанное вчера (только вчера, а не всё подряд), а потом пишет.
Способы разные. Хоть свечу зажигайте, хоть кидайте с балкона сырое куриное яйцо.
Помните, чем интереснее и эмоциональнее ритуал, тем лучше он будет вас мотивировать, «бодрить».
*Пишите каждый день. Вспомните, в каком месте, в какое время дня и т.п. вам хорошо пишется. Пишите в это время, в этом месте. Ежедневно. Хотя бы по строчке.
*Приведите стол в тот вид, который соответствует вашему личному «пишется».
Мне достаточно смести со стола бардак.
Кому-то, возможно, захочется поставить рядом любимых солдатиков, цветы, свечу, чашку с чаем, кофе. У каждого есть свои «настраивающие» предметы, с которыми связаны «рабочие» воспоминания.
*Включите тот звук, который вам нужен – тишину, звуки природу, громкую музыку, какую-то конкретную песню, именно «для этого» текста. Тут у каждого будет своя привязка, но она будет.
*Подумайте о времени. Ограничьте его. Не всем это подходит, но есть любители дедлайнов: им нравится, когда время поджимает. Садитесь писать ровно за час до какого-то времени. Вставайте в 06.50 утром, чтобы в 7.50 – нужно было ехать на работу.
Главное – пишите каждый день.
Сегодня с Сергеем (может, заманю его на АТ), товарищем по перу и тренажерному залу, обсуждали сходство тренировок и написания текста. Вот надо в тренажерку идти, я себе расписание составил и довёл себя до автоматизма. Надо – и иду.
А всё равно – не охота. Пока тащу свои лапы и кроссовки – 10 раз подумаю: «А, может, не сегодня?»
А потом разойдёшься, разохотишься, одно, другое, третье – и уже уходить из зала не хочется.
Точно так же и с писательством. Вроде не охота садиться, а потом как распишешься…
Но, чтобы писательские мышцы потом не болели – не навалились опустошение и усталость, тренировать их надо каждый день. По чуть-чуть. Тогда иной день можно и 40 000 выдать.
Итак, начнём.
Сегодня вы встали утром пораньше (или выбрали время вечером). Сделали всё, как надо, а всё равно не пишется.
Ну что же, видимо внутри вас сюжет ещё не доварился.
Задайте мозгу некий план работы (работа эта пойдёт без вашего осознанного участия). Сконцентрируйтесь и определитесь – какие герои будут в следующей сцене, что там примерно произойдёт. Можно составить конкретный план нужной сцены, порисовать немного, почеритить.
А потом спокойно идите заниматься другими делами.
На следующий день к отведённому времени вы, скорее всего, созреете и напишите то, что спланировали.
О вдохновении
Вдохновение, скорее всего, возникает так. Создавая планы произведения, продумывая его, вы возбуждаете всё больше разных зон мозга. И вот когда много навозбуждаете – между ними начинают самопроизвольно устанавливаться нейронные связи. Мозг начинает, как бы порастать этими связями.
Вот представьте. Вы собираете материал, читаете одно, другое… А потом бац! Вспыхивает мысль: «А если????»
Уверяю вас, не стали бы собирать материал, возможность этого «а если» была бы гораздо менее вероятной.
Вы как бы тыкаете в пчелиный улей палочкой, тыкаете… А потом: «А-аааа!»
Потому читаем, смотрим, ищем – кормим вдохновение, тыкаем в него палочкой. Если его всё ещё нет, оно ещё просто кушает или спит.
Что будет дальше? А про мысли ещё не вошло. И про тимбилдинг. Хотите?
Ну и лайфхак тоже скоро будет.
0
0