Случайная небрежность иль ослышка
Вредны уму, как толстяку аджика.
Сейчас пример мы приведём:
Один филолог,
Беседуя с невеждою вдвоём,
Употребил реченье «идиом».
И понадёргали они друг другу чёлок!
О. Мандельштам
https://stihi-russkih-poetov.ru/tags/stihi-mandelshtama-pro-konflikt
Казалось бы, если мы начали рассматривать треугольник – следующей темой должна стать кульминация.
Но не тут-то было.
Кульминация не бывает сама по себе.
Чему кульминировать-то? Только конфликту.
А потому поговорим о нем, любимом.
Конфликт
Всё дело в том, что ваша завязка должна была завязать именно конфликт.
Понимаете?
С ним у многих писателей – большая беда. Может, конечно, дело во мне, но тексты мне почему-то попадаются на АТ «с выкрученной лампочкой». Не горит. Понимаете? Ну нет конфликта и всё тут.
Даже если чувствуется, что автор – талантлив, а толку? Конфликта-то всё равно нет.
Феномен?
Что вообще такое, этот конфликт?
Начнём со словаря.
Конфликт художественный (коллизия художественная) – противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами:
📌характерами,
📌характером и обстоятельствами,
📌различными сторонами характера.
Непосредственно раскрывается в сюжете, а также в композиции. Обычно составляет ядро темы и проблематики, а характер его разрешения – один из определяющих факторов художественной идеи.
Будучи основой (и «энергией») развивающегося действия, конфликт художественный по его ходу трансформируется в направлении кульминации и развязки и, как правило, находит в них свое сюжетное разрешение.
Большой Энциклопедический словарь. 2000
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/162878
Сложно, да?
И сразу вопрос: Обязателен ли в тексте конфликт?
Ответ: В тексте вообще нет ничего обязательного.
Вопрос: А зачем он тогда нужен?
Ответ: А, чтобы вас читали. Слишком многим людям нравится читать, когда они сытые, дома, в тепле, а кто-то машет мечом в ледяной пустыне.
Конечно. Есть те, кто находит в тексте иной, эстетический, философский, интеллектуальный и т.п. интерес. Но таких читателей на всех не хватает. И даже классики стремились облекать свои идеи в слова, сталкивая персонажей.
Папа конфликта – латинское conflictus – столкновение, удар, борьба.
Поставьте своего героя в безвыходное положение!
Юморист Бил Стейнтон поясняет эту формулу на более ярком примере:
📌Ваш сюжет – загоните своего героя на дерево.
📌Конфликт – бросайте в него камни.
📌Развязка – спустите его обратно.
В общем, вы поняли. Да? Читатель хочет, чтобы героя били.
Били, понимаете?
А автору часто жалко как следует бить своего хорошенького чистенького героя.
Он же его кое-где и с себя списал. Да разве ж можно себя бить???
А что делать?
Бить антигероя?
Ну, тоже выход.
Ибо: классический конфликт – это столкновение:
📌добра и зла,
📌света и тьмы,
📌землян и инопланетян,
📌трудолюбия и лени,
📌в общем – наших и не наших.
Можно украсть схему возможных конфликтов у психологов и модифицировать под литературу.
КОНФЛИКТЫ БЫВАЮТ:
Внутриличностные
Это когда внешне тихо, а внутри – буря.
Между людьми
Личность ↔ личность
Личность ↔ группа
Группа ↔ группа
Между людьми и некой силой
Личность ↔ обстоятельства
Личность ↔ стихия
Личность ↔ бог
Где нет конфликта?
Его может не быть в лирике.
В стихотворении или прозаической зарисовке – такой красивой, что как бы и не надо ничего больше.
В тексте, больше чем зарисовка, если покопаться как следует, всегда что-то есть.
Потому что конфликт – это мотор вашего текста, движущая сила. Он выступает как побудительная причина всех действий героя. Нет мотора – машина не едет, вот и всё.
И буксовать она может по пол романа. Встречалось такое.
Что в это время делает герой?
Нет конфликта – герой бестолково мечется или просто живёт себе, почти как автор, может, даже книжку пишет.
А вот стоит только стукнуть героя веслом по башке, и его действия тут же обретают ураган смыслов: кто стукнул? за что? почему веслом???
Роль конфликта в литературе бесценна: ещё древнегреческие драматурги использовали всю его мощь, воплощая непреодолимые человеческие противоречия в своих героях.
Еврипид, Софокл, Эсхил – вот они-то умели устроить своему герою полную.. гм… Сделать ему по-настоящему плохо.
Помните, как царь Эдип, став жертвой слепого случая, лишает себя зрения, дабы больше не смотреть на этот мир, который он случайно опорочил?
Вот где страсть, вот где напор…
Пожалуй, для тех, кто хочет прочувствовать литературный конфликт, древнегреческие трагедии – идеальный вариант. Нигде вы больше не встретите столько страданий, столько отчаяния и столько вечных вопросов бытия, на которые, увы, нет ответа. Эринии с хрустом грызут там несчастных героев, ор стоит до неба… И всё это до сих пор актуально. Человек очень долго меняется, к счастью.
Какие же конфликты развивались и разрешались в мировой литературе?
✳Античная поэзия обращалась к противоборству мощного человеческого характера с неумолимой и неотвратимой силой рока, судьбы, которой подвластны не только люди, но и боги («Илиада» и «Одиссея» Гомера).
✳В средневековой литературе конфликтовали в основном божественное и дьявольское начала, Небо и Преисподняя, возвышенная духовность и низменная материальность («Моление Даниила Заточника», «Слово о полку Игореве»).
✳В эпоху Возрождения изображаемые в литературных произведениях противоречия переместились на грешную землю: там человек противостоит пережиткам средневекового мира («Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет» Шекспира, «Дон Кихот» Сервантеса).
✳Классические конфликтные схемы классицизма XVII-XVIII в.в. основывались на противоречиях между личностью и государством, частным и общественным, чувством и долгом, страстью и разумом («Дон Жуан» Мольера, «Недоросль» Фонвизина).
✳Эталонным набором романтизма принято считать противостояние исключительной творческой личности (гения) и не понимающей его толпы, идеализированного прошлого и прозаического настоящего, фантастического мира грез и пошлой повседневной реальности («Собор Парижской Богоматери» Гюго, «Кавказский пленник» и «Цыганы» Пушкина, «Мцыри» и «Демон» Лермонтова).
✳Реализм уже не имеет видимых предпочтений в выборе доминирующих конфликтов.
✳Постмодернизм? Ну тут я не знаю пока. Мне кажется, конфликт постмодернизма в том, что он седлает конфликты всех прошлых эпох.
Имеет ли текст один-единственный конфликт?
Все зависит от масштаба произведения, от его жанровых и стилистических характеристик.
Если мы имеем дело с малой эпической формой, рассказом или новеллой, его действие, как правило, развивается на основе единого и постоянного конфликта.
В эпических и драматургических произведениях большого формата (эпопея, роман, пьеса), в которых параллельно проходят несколько сюжетных линий, да еще на весьма значительном временном промежутке, соответственно умножается и число конфликтов, каждый из которых может изменяться от начала к концу действия. В таком случае мы должны выделять основной конфликт и подчиненные ему второстепенные.
Откуда писатели берут темы, конфликтные схемы и сюжеты?
Отовсюду.
✳Из собственной биографии.
✳Из биографий близких и знакомых (вот гады, да?))
✳Из газет.
Даниэль Дефо, как известно, использовал в своем «Робинзоне Крузо» сенсационный газетный очерк о четырех годах жизни на необитаемом острове английского моряка Александра Селькирка, кардинально сместив при этом фактические акценты: если прототип литературного героя к концу своей «робинзонады» мало напоминал цивилизованного человека, почти разучившись говорить по-английски, персонаж Дефо, прожив на острове в семь раз дольше, в полном согласии с просветительской доктриной своего создателя проходит все стадии развития человечества и вместе с Пятницей создает цивилизованное общество в миниатюре.
Сюжеты знаменитых романов Стендаля «Красное и черное» и «Братья Карамазовы» Достоевского стали художественным отражением нашумевших судебных дел, подробно освещавшихся в газетах. Прототипом Жюльена Сореля, таким образом, стал некий Антуан Берте, а интрига «Братьев Карамазовых» во многом повторяет разбирательство обстоятельств преступления поручика Ильинского, которому инкриминировалось отцеубийство.
✳Из художественной литературы.
Хорошо забытые сюжеты второстепенных писателей. Дело обычное, верно?
✳Из фольклора.
Сказки на новый лад – отличная штука и до сих пор работает.
✳Из мифов и библейских сюжетов.
Ну, тут нам сам бог велел, что-нибудь дюзнуть.
✳Из исторических событий прошлого.
«Смерть Ивана Грозного», «Петр I» А. К. Толстого, «Песнь о вещем Олеге» и «Борис Годунов» Пушкина, «История государства Российского» Карамзина), путешествия, наука и многое другое.
____________________________
И вот теперь, когда у нас уже есть конфликт, можно приступать к его развитию, а потом и к кульминации.