Начну с двух цитат. Первая от одного из авторов сайта Author.Today, Йафета.
Вот что он пишет в посте «О структуризации»:
https://author.today/post/41239
«Читаю сейчас разные заумные книжки о структуре произведения («Structuring your novel» K.M. Weiland, «Архитектура книги» и «Планируйте ваш бестселлер» Стюарта Хорвица [Stuart Horwitz]), и голова пухнет.Потому что, оказывается, подходов к структуризации много: отсутствие структуры; фрактальная трёхактная структура с арками и точками; цепочки, сцены, темы; и наверняка ещё несколько разных подходов…Причём каждый сторонник того или иного способа декларирует, что его подход лучше. Как в анекдоте про грузин и армян.А ещё отдельно доставляют разборы структур произведений, написанных задолго до того, как тот или иной способ структурирования был изобретен. И отсутствие разборов, как создавать структуру…».
Вот этот момент запомните особо:
«И отсутствие разборов, как создавать структуру…»
Вторая цитата из видеобеседы Татьяны Толстой с Дмитрием Губиным:
«В художественном тексте правила написания не предшествуют появлению текста. Правил как бы нет. Но когда ты напишешь текст – они выявляются из самой природы этого текста».
Как говорится, не верите мне, поверьте человеку с именем).
Выявление структуры – это ремесло патологоанатома (читай – литературоведа, редактора). Оно может быть реализовано, когда текст УЖЕ написан.
Когда пишешь – ты в потоке. Конечно, твой мозг что-то там этакое мутит, структурное, но ты не машина, чтобы всё это осознавать. (Верю, что исключения есть, и кто-то осознает, ибо просто нет правил без исключений).
Большинству эти хитрые трёхактные структуры при написании только мешают. Когда пишешь – достаточно планировать самое простое, тот пресловутый треугольник, который мы начали разбирать.
То есть нужно понимать, что у истории должна быть завязка – некий пик (кульминация) – и желательно рассказать, чем же всё завершилось (развязка).
И даже это – не абсолютная схема. Можно идти другими путями. Можно, в конце концов, писать, как идёт.
А вот потом, когда текст будет закончен и чуть-чуть отлежится…
Вот тогда не плохо бы взглянуть на него и с точки зрения структуры.
И, возможно, добавить экспозицию (если ее не было), подкрутить кульминацию, проанализировать использованные приёмы.
Почему нельзя писать по жёсткой схеме? Когда план составлен поглавно, вплоть до мелочей? Когда расписано. В какой главе должна произойти кульминация, а в какой – поворотное событие?
Да почему – нельзя?
Можно.
Можно всё. И возможно всё.
Но только если это не является для вас мучением и насилием над собой.
Почему – так?
Потому что художественный текст – это живое слово, которое рождается из мёртвых слов.
Как оно рождается – мы не знаем.
И часто современники вообще не могут оценить, что ПОЛУЧИЛОСЬ. Что текст – кровоточит эпохой, а большое… Его не видно вблизи.
Так может – нужно наплевать и вообще не задумываться? Плыть без руля, без ветрил, авось…
Бывает и так. Но истина. Скорее всего. Где-то посередине. На стыке бога в душе и ремесла в голове и руках. Там, где сходятся в вас небо и земля – там и рождается ваш текст.
И потому – продолжаем работать над структурой. Берем своё, любимое, уже написанное и отлежавшееся слегка, смотрим.
Итак, завязка
В завязке должно случиться что-то такое, чтобы сразу «ой». Вот последний текст из тех, где мы искали экспозицию, роман Милы Бачуровой «Пароль «Аврора», и начинается прямо с «ой».
https://author.today/work/14590
Вот «ой»… И в бункер привезли израненное тело Кирилла. И делайте герои с этим, вот что хотите, но прежней спокойной жизни у вас в бункере больше не будет. И не надейтесь.
Завязка – это мешок проблем, который подкладывают героям.
Ящик Пандоры.
Ой, не надо было колобку прыгать с подоконника. А теперь уже всё – без ног обратно не залезешь.
То есть автор должен придумать, как именно он подставит своих героев. Сделать им гадость, и пусть они как-то выбираются. А он посмотрит – как.
И не бойтесь выдумывать – жизнь нам всё равно не переплюнуть. Она, порой, такое выдумывает…
Слегка помучаем словари
Завя́зка – событие, нарушающее равновесие исходной ситуации, выявляющее в ней противоречие, которое порождает конфликт и приводит в движение сюжет. Завязка может быть подготовлена и мотивирована в экспозиции произведения (напр., в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, где в первых сценах сообщается о вражде семейств Монтекки и Капулетти), но может быть и внезапной, придающей сюжетному действию особую напряжённость и остроту (как в «Ревизоре» Н. В. Гоголя).
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
Упростим, насколько это возможно, и получится, что
Завязка – момент, с которого начинается движение сюжета. В экспозиции мы расставили фигурки персонажей, налепили на небо солнышко…
Потом – мы же боги, да? – даём отмашку и… Завертелось!
Часто авторы слишком долго идут к этому «завертелось». Им кажется, что мир прописан мало, надо добавить, раскрыть… И сама история просто утопает в антураже. Чехов даже советовал написать вот всё это шикарное начало, а потом выбросить его.
Наверное, он думал, что длинное начало больше нужно самому автору, чтобы «вжиться» в текст.
В западном литературоведении есть понятие «триггер». «Спусковой крючок» романа. Он обозначает начало действия.
В большинстве случаев он срабатывает в конце экспозиции и после его включения течение прежней жизни героев делается невозможным. Похожий термин – «поворотное событие» есть в книге «Как хороший сценарий сделать великим» Линды Сегер.
Не думаю, что нужно заморачиваться всеми этими тиггерами-мигерами, но нужно помнить: завязка – это когда герой уже не может жить прежней жизнью.
Роман про Гарри Поттера и до завязки довольно неплох. (Потому что в нем есть ещё и закадровая завязка, о которой читатель ещё не знает – странная смерть Волан де Морта). Но вот приходит первое письмо из Хогвартса и всё. Жизнь Гарри уже не может стать прежней. Это перед нами уже фактическая завязка, начинающая двигать сюжет.
Завязка – это определённая задача, которую герой должен\вынужден выполнить.
Если он отступит – истории просто не случится.
Придумать оригинальную завязку сложно – все сюжеты уже посчитаны до нас.
В принципе… оригинальность тут и не главное. Завязкой может стать банальнейшая сцена приезда любимой тёти (которая потом разрушит семью героя), какой-то случайный разговор, звонок, встреча в кафе. Одним словом, любое действие, которое мы совершаем изо дня в день, не придавая ему никакого значения.
Это даже забавно: начать с банального и повседневного, а потом – раз, — и удивить читателя!
Завязок может быть несколько – если перед нами роман. В рассказе лучше иметь одну.
Вообще… рассказ структурно жёстче романа. Если в романе сам объём может замаскировать неудачные структурные моменты, в рассказе на виду всё. И чем меньше рассказ, тем жёстче должна быть его структура. Не знаю, как вы, а я трачу на рассказы гораздо больше времени, чем на романную главу того же объёма.
Если экспозицией можно и пренебречь, то завязка – это ключевой момент любого художественного текста. Она является точкой отсчёта всего, о чём далее пойдёт речь.
Чаще всего завязка совпадает с началом повествования, но может открываться и в самом конце. Например, только в окончании «Мёртвых душ» мы понимаем, зачем Чичиков постоянно ездил по поместьям и делал столь странные покупки.
Что важно в завязке?
*Завязка призвана заинтриговать читателя. Если скучную и нудную экспозицию ещё можно пережить (обычно читатель терпит первые страницы, ожидая чего-то масштабного), то после скучной завязки книгу он, скорее всего, отложит. Зачем читать то, что совершенно неинтересно?
*Завязка определяет дальнейшее развитие сюжета. Поэтому в завязке должен быть тот герой и та проблема, которые вы потом будете рассматривать. Нельзя в завязке говорить об одном, а книгу посвящать совершенно другому. Это противоречит логике, а значит, приведёт к растерянности читателя, вызвав его недоумение.
*Завязка должна быть простой и понятной. Это потом можно будет позволить себе пространные лирические отступления и сложные описания. Это потом можно будет излить поток сознания или поиграть словами. Завязка же должна быть доступной. Она, как лужа, которая оказывается океаном, стоит только на неё наступить. Именно поэтому не нагружайте завязку информацией. Не пытайтесь описать сразу всех своих героев, раскрыть их внутренний мир и понять основы мирозданья. Всё это будет потом. Здесь сейчас нужно просто завязать узел.
*Завязка должна быть частью общего замысла. Если вы создаёте нечто комедийное, то завязка не должна быть унылой и пессимистической. Если вы замыслили любовный роман, то в завязке обязательно должны встретиться те герои, которым суждено пройти сквозь все любовные хитросплетения вашей книги.
*Завязка должна интересовать и самого автора. Иначе – зачем вам всё это писать? Где взять силы, вдохновенье? Поставьте героям такую проблему, которую вам действительно хотелось бы решить. И пусть выкручиваются!
*Завязка должна заставить переживать за героя. Не жалейте его. Бросьте его в темницу – а кому сейчас легко?)
А вообще… Забудьте все эти советы. Главное, чтобы завязка была. Без неё не случится истории. А уж как вы меня зацепите – я не знаю. Но готов читать!)