Возможным строительством в СССР машин для исследования земных недр я заинтересовался после того, как в записных книжках известного популяризатора науки Б. Ляпунова прочитал запись: «Мой интерес к подземоходам едва не доставил мне крупные неприятности. Едва я обратил внимание на имеющиеся патенты по данной тематике и разослал запросы в соответствующие ведомства, как ко мне на дачу пришли двое молодых и весьма приятных в общении мужчин. Предъявив документы, они поинтересовались причинами моей заинтересованности данной темой, а получив, исчерпывающие разъяснения с моей стороны, весьма вежливо объяснил, что указанной проблематикой мне интересоваться не стоит, в мире и без того достаточно животрепещущих загадок и тайн. Сомневаться в их компетенции и возможностях в пятидесятые годы не приходилось, и я с сожалением закрыл для себя данную тему до лучших времен».
Надо сказать, что в пятидесятые годы, особенно в начале десятилетия, можно было серьезно поплатиться и за куда более невинные интересы. Известный изобретатель-рационализатор Г.С. Альтшуллер (Альтов) однажды походил по хозяйственному магазину и с ужасом обнаружил, что на прилавках есть все, чтобы без труда изготовить весьма мощную взрывчатку. Движимый патриотическими чувствами, Альтшуллер сообщил о своем открытии компетентным органом, а именно Конторе Глубокого Бурения, не забыв присовокупить список магазинов с указанием продаваемых материалов и рецептом взрывчатки. И что же? Любопытство обошлось изобретателю дорого – в несколько лет тюрьмы. Как водится, судили его за подготовку террористического акта.
Б. Ляпунов прикоснулся к тайнам империи, что вызвало к нему интерес тех же самых компетентных органов, только в случае с ним тяжких последствий проявленного любопытства не наступило.
Еще одно досье, что обнаружено было в контейнере на бывшей даче Л. Берия, содержало сенсационные материалы касающиеся подземоходов. В 30-40 годах в СССР активно развивалась подземоходная техника. Более того, она играла активную роль в народном хозяйстве СССР. Правда, предполагая будущее военное значение подземоходов, их применение старались не афишировать. И все-таки эти машины были образцом инженерной мысли. Они много сделали для обороны и народного хозяйства СССР. Достаточно сказать, что первичные штольни гигантского грота для секретной базы на Дальнем Востоке были выполнены именно подземоходами.
Первую модель подземохода в 1931 году собравшимся ученым и просто любопытствующим гражданам продемонстрировал известный изобретатель А. И. Требелев. Небольшая машинка, внешне похожая на неуклюжего металлического крота, легко вгрызлась в зеленый травяной покров Поклон-горы и за три часа проделала под землей заранее запланированный маршрут протяженностью в сто пятьдесят метров. Среди зрителей оказался случайно проезжавший в компании военных М.В. Тухачевский, только что назначенный заместителем Председателя Реввоенсовета и начальником вооружений РККА. Тухачевский живо заинтересовался моделью, пригласил изобретателя к себе, и вся группа уехала на новеньких «паккардах», обдав присутствующих бензиновой гарью. Из кабинета М.В. Тухачевского А.И. Требелев вышел начальником спецлаборатории «Подземзащита». Надо сказать, что начальник вооружений РККА Тухачевский уделял значительное внимание разработкам новых видов оружия. Не все предложения Тухачевского были приняты руководством страны, но уже в мае 1932 года Сталин пишет ему письмо, в котором приносил извинения с резкость, с которой он отнесся к оценке предложений Тухачевского по реконструкции и перевооружению РККА и принес извинения за то, что с большим опозданием исправляет свою ошибку. Созданию подземоходов был дан таким образом зеленый свет. Руководить лабораторией стали А.И. Требелев и инженер Д. Шаморин, так как Требелев к тому времени не имел высшего образования.
Когда начались работы по конструированию подземохода, во всех проектах машина отбрасывала грунт назад в отличие от крота, оставляющего за собой туннель. Инженер Д. Шаморин в ящик с утрамбованной землей запустил крота и просвечивал ящик рентгеном. Оказалось, что крот все время вертит головой, вдавливая грунт в стенки туннеля. «Искусственный крот» точно повторил движения живого и оказался весьма удачным созданием. Нельзя сказать, что решение пришло сразу. Из донесения от 17 ноября 1931 года агента «Семен», освещавшего работу спецлаборатории по линии ОГПУ и сообщавшего о возможной вредительской деятельности электротехника В. Семенова можно увидеть, как первично виделось конструкторам решение задачи: «Наша машина ходит на гусеницах, — рассуждал А.И. Требелев. – А если заменить ее на стальные ноги? Впереди такой щит… На нем, как зубья укреплены стальные клинья вибраторов. Заводим мотор, нажимаем рычаг – щит с вибраторами наклоняется вниз, упирается в землю. Вибраторы дрожат и превращают твердую землю. В мельчайшую пыль. А здесь цепь ковшей, которые отбрасывают размельченную породу в сторону. А позади остается готовый подземный канал. Камни? Их трудно выковыривать только из твердой земли.
Д.Шаморин прикинул и сказал, что этот аппарат не годится для скальных пород.
— Филькина грамота, — насмешливо сказал электротехник Семенов. – И вся ваша работа сплошная филькина грамота. Только народные деньги зря потратите».
Финансирование разработок осуществлялось по линии вооружений РККА и одновременно Главнаукой СССР. Пока все находилось в стадии экспериментальных работ, все шло нормально с разрешением определенных технических трудностей, которые вставали перед изобретателями. Однако будем откровенны: изобретения, сделанные спецлабораторией «Подземзащита» использовались и в иных сферах науки и техники. Так, изобретенное ими тугоплавкое и пуленепробиваемое стекло было использовано для остекления правительственных машин и оснащения танковых триплексов. Сплав «Победит-8100», предназначенный для вращающейся части корпуса подземохода, лег в основу брони для танков «КВ» и «ИС». Маячковая подземосвязь, разработанная по заказу В. Охотникова НИИ Связи СССР, легла в основу разработки радиоуправляемых зарядов, с успехом опробованных на полях сражений Великой Отечественной войны.
К 1937 году пробная модель подземохода прошла стендовые испытания и была готова к проверке в полевых условиях. Испытания планировалось провести на Истринском песчаном карьере в облегченных условиях: двигаться в песке легче, чем в плотном грунте. В мае 1937 года был арестован по ст-58-10 УК РФ электротехник Семенов, который на допросах показал, что вел продолжительные антисоветские беседы с инженером Д. Шамориным. Показания Семенова послужили основанием к аресту инженера. После непродолжительного следствия – менее трех месяцев! – Семенов был осужден на десять лет без права переписки, а инженер Шаморин, которого Семенов оклеветал, — к высшей мере социальной защиты. А. Требелева спасли успешные испытания подземохода «Великая коммуна», который в песчаном карьере на глубине десяти метров прошел восемь километров. На следующее испытание пригласили Л. Кагановича. «Неплохо, — усмехнулся Каганович. – И сколько это будет в твердом грунте?» Для строительства метрополитена мощности оказались недостаточными. «Лопатами и кирками будет быстрее», — грустно улыбаясь, пошутил нарком. (Скорость подземохода в дальнейшем возросла и составила 12 метров в час).
Последующие испытания первых управляемых человеком подземоходов развернулись на Урале на Горноблагодатском руднике, где при первом же погружении подземоход прошел более сорока метров в скальном грунте горы Благодать. Экипаж подземной лодки, которую сами изобретатели назвали «Субтерриной», составили три человека. Командиром подземохода по иронии судьбы стал военный летчик Николай Иванович Власов. Человек, всю жизнь рвавшийся в небеса, спустился под землю. Награжденный к тому времени орденом Красного Знамени за испытания новых типов самолетов, он и здесь проявил себя с наилучшей стороны. Более того, в течение короткого времени он воспитал замечательную плеяду подземоходчиков – Н.И. Шапорин, В.И. Гусев, Н. А. Николайшвили, А. И. Вараздатов. Эти имена в дальнейшем постоянно встречались в досье. И не в копиях сообщений агентов, хотя и те, как водится, не дремали и писали много и усердно – в секретных Указах Президиума Верховного Совета СССР о награждении их трудовыми и боевыми орденами и медалями.
На испытаниях «ВК-2» и «ВК-3» М. Тухачевский уже не присутствовал. К тому времени он был снят с постов и направлен на недолгое время – до ареста! – командовать Приволжским военным округом. Но за работой подземоходов в районе горы Медвежья наблюдал нарком С. Орджоникидзе.
В тот раз подземоход «ВК-3», ведомый Власовым, успешно достиг глубины в восемьсот метров и прошел намеченную трассу в семь с половиной километров в течение двадцати восьми часов. В досье имеется докладная С. Орджоникидзе на имя Сталина, где нарком дает высокую оценку новой техники и предлагает начать ее серийное производство. Но до серийного производства дело так и не дошло, хотя постановлением ВСНХ главный конструктор был награжден деньгами в сумме пятьдесят тысяч рублей и легковой машиной, работники конструкторского бюро, инженеры-производственники Тагильского МРЗ, испытатели получили путевки в самые престижные дома отдыха и значительные денежные премии, позволившие с толком провести отпуск у моря. И вовремя они это сделали – осенью 1937 года их конструкторско-производственный комплекс «Подземзащита» был передан в ведение НКВД, а курировать проект стал новый нарком, возглавивший органы безопасности, — Л. Берия.
Досье этого периода читается как авантюрный роман.
Строительство туннеля под Беринговым проливом, закладка командного пункта РККА в горном массиве Жигули, хищение золота с американских приисков на Аляске, закладка подземного города «Москва-2» под столицей – даже не верится, что вся эта работа выполнена четырьмя подземоходами. Общее руководство работами осуществляли главный конструктор В. Охотников и Н. Зельдич, курировавший эти работы по линии НКВД.
В 1939 году при испытании подземохода нового типа «ВК-5с», предназначенного для боевых операций и способного доставлять к месту назначения диверсионную группу до пятнадцати человек в полной выкладке, Охотников трагически погиб. После этого темп работ по созданию новых образцов подземоходной техники резко снизился, а с началом Великой Отечественной войны спецлаборатория «Подземзащита» была расформирована. Не хватало денег на изготовление обычного вооружения, а фронт требовал пушек, танков, самолетов, а в подземоходах не слишком нуждался. После войны работы возобновились. Увы! Светлые умы, обеспечившие прорыв в тридцатые годы, были репрессированы, либо погибли на фронте. Л. Берия не мог уделять проекту достаточного внимания, так как был занят организацией работ по созданию ядерного оружия. Это видно по досье: подробная информация сменяется жиденькими ручейками, а в конце 1953 года прекращается вовсе. Вполне возможно, что неудачи конструкторов породили разочарованное отношение к подземной технике у руководства коммунистической партии и советского правительства. И тут уж не могли помочь даже бодрые фантастические романы типа «Пленники пылающей бездны» Б. Фрадкина или «Победители недр» Г. Адамова, в которых подземопроходчики проходили земной шар насквозь. Новое время принесло новые заботы и новые устремления. Время застоя не способствовало таким смелым проектам.
После распада СССР России по наследству досталось огромное подземное царство. При СССР спецобъекты – бункеры, тоннели и «Метро-2» – возводились не только для руководства страны, но и для стратегических ведомств: Строили эти объекты многочисленные тресты Главспецстроя Минмонтажспецстроя СССР, за неудобоваримыми названиями которых стояли обычные метростроевцы, привыкшие работать под охраной людей с голубыми петлицами. Особо важные оборонные объекты строились с применением подземоходов. В целях обеспечения секретности их работы вначале подземоходы выполняли черновую работу, оставляя за собой извилистую и сложную цепь каналов, напоминающих ходы червя, а затем приходили метростроевцы. Охрану работающих подземоходов осуществляли люди из особой структуры, которая в разное время называлась по-разному – 1-й отдел НКВД, 6-е управление НКГБ, Главное управление охраны МГБ СССР. После его смерти Берия реорганизовал охрану, переименовав ее в 9-е управление МГБ, а заодно жестко подчинил руководству контрразведки страны. Особое ведомство по строительству спецобъектов появилось в марте 1951 года, когда в составе МВД СССР было создано Управление подземного строительства и добычи полезных ископаемых № 1СУ. После ареста Л. Берия это управление было расформировано.
Трудно сказать, что происходит сейчас. Возможно, подземоходы используются на строительстве шахт для баллистических ракет, а возможно, что они выделились в самостоятельный род войск и являются сверхсекретными подразделениями типа «Альфы» или Военно-Космических сил, о существовании которых мы узнали лишь недавно. Ясно одно, российское руководство не откажется от применения этих эффективных боевых машин и не собирается их рассекречивать. А жаль. В наши трудные времена они бы могли оказать большую пользу в превращении России в действительно могучее и самостоятельное государство. Для этого не пришлось бы даже идти на авантюрные ходы и воровать золото с чужих территорий. Но возможно, что российские власти не хотят рассекречивать грозную технику, потому что боятся от соседей именно подобных шагов. Уж слишком богата российская земля полезными ископаемыми, слишком слабо эти богатство охраняются, а потому возникает соблазн взять их без спроса. А для этого надо всего лишь поступиться совестью, как мы уже знаем, сесть за пульт управления подземной машиной и нажать на рычаги.