4–5 июля 427 года от н.э.с. Исподний мир (Продолжение)
Оставшиеся полторы лиги преодолели только к обеду. Инда валился с ног и готов был лечь прямо в раскисший торф под ногами, лишь бы хоть немного отдохнуть, когда один из молодых ребят закричал, протянув руку в сторону:
– Смотрите, смотрите! Что это?
Если бы не глазастый паренёк, Инда не заметил бы домика в тумане – тот стоял в стороне от того направления, куда они двигались, и промахнуться мимо него ничего не стоило.
Глаза защипало от радости – нет, в ту минуту Инда был далёк от того, чтобы радоваться подтверждению своей догадки, просто домик и островок давали надежду на отдых. Красен же, нисколько не веривший в авантюрные планы Инды, замер на месте от удивления.
– Этого не может быть… – прошептал он и покачал головой. – Это же просто невероятно. Хладан, вы ясновидец?
– Наверное. Иногда мне приходят в голову такие догадки, что иначе как ясновидением я бы их объяснить не мог. Впрочем, давайте подойдём немного ближе, может, это местная деревенька.
– Нет. Это не местная деревенька. Здесь не строят бревенчатых домов, строевой лес растёт гораздо северней. И… ну, вы бы отличили натанский стиль Золотого века от классического эланского?
– Разумеется. Но здесь речь идёт не об архитектуре.
– Дома небогатых людей здесь несут лишь утилитарные функции. И недаром выражение «точить лясы» означает бесцельно тратить время – украшательством дома занимаются только от нечего делать. А этот дом гораздо богаче и крепче, чем строят сейчас. И теплее – стены толще, окошки маленькие. Он рассчитан на морозы, которых здесь не знают уже лет сто – сто пятьдесят. А ещё – на низкий уровень грунтовых вод. Ума не приложу, почему он не рухнул… Чтобы спасти брёвна от гниения, надо раз в пять-десять лет пропитывать их дёгтем.
– А это значит, что дом не пустует. Что его берегут, о нём заботятся, правильно? – обрадовался Инда.
– Согласен.
Рано Инда рассчитывал на отдых. До домика было не более четверти лиги, но пройти её оказалось не так-то просто: по пути то разливались целые озёра с бурой водой, то расстилались уютные зелёные полянки, под которыми пряталась вязкая трясина, то прямо под ногами появлялись глубокие чёрные омуты.
– Это бывшее русло Лодны, – пояснил Красен. – Поэтому так много воды.
– Да, в соответствии с дневниками Драго Достославлена, домик Айды Очена стоял на высоком берегу реки.
– Берег давно обвалился. Поэтому меня и удивляет, почему не рухнул дом.
– Я подозревал, что тут всё сильно изменилось, но, признаться, не до такой степени. По словам Достославлена, тут рос светлый сосновый бор…
– На равнинах высокие сосны давно не растут, только на каменистых возвышенностях. Но их в Млчане очень мало. И я удивляюсь, почему этот островок не расползся под бесконечными дождями…
– Взгляните внимательней, – показал Инда в сторону острова. – Потому что на нём вырыты дренажные канавы! Это в самом деле обитаемое место!
Но обитаемое место оставалось неподвижным. И не надо было долго присматриваться, чтобы понять: там никого нет. Домик пуст. Как бы ни было велико разочарование Инды, он всё равно вздохнул с облегчением: не нужно прятаться среди мокрых кочек, можно выйти на островок и отдохнуть.
– Да, подобного рода авантюры не для меня, – вздохнул он, всходя на твердую землю. – Идея поискать оборотня в Хстове теперь нравится мне гораздо больше.
Он и не увидел бы могилы неподалеку от дома, Красен же (который, казалось, вовсе не устал) направился именно к чёрному надгробному камню. Инда догнал его не сразу.
Красен стоял неподвижно и во все глаза смотрел на могильную плиту, надписи на которой Инда издали ещё не разглядел.
– Что вас так удивило, друг мой? – спросил Инда.
– Это могила Чудотвора-Спасителя. Айды Очена… – пробормотал Красен.
– А я что говорил? – Инда довольно улыбнулся. – Заметьте, ухоженная могила.
– Боюсь, вы не понимаете всей важности этого места для истории Исподнего мира… Я, разумеется, имею в виду настоящую его историю, а не выдумки чудотворов. И если это не бутафория, не обман, то… О Предвечный, я бы многое отдал за то, чтобы этот человек… Верней, не человек… Чтобы он действительно остался жив. Если он потомок того змея…
– Красен, а вам не приходило в голову, что у него нет наследника? Если способность превращаться в змея передаётся по наследству, ему нужен наследник. Давайте зайдём в дом, мне не терпится сесть.
В доме в нос ударил запах свежевыпеченного хлеба. И, тронув большую белёную печь, Инда едва не задохнулся от досады: она была тёплой!
– Красен, он был здесь! Он был здесь и ушёл! Только что ушёл! Не больше трёх часов назад!
Красен оглядывался по сторонам, не переставая удивляться, а Инда опустился на стул в изнеможении и решил, что с этого стула его не поднимет и явление Чудотвора-Спасителя.
– Таких печей сейчас не складывают – нет нужды… – сказал Красен, прикасаясь к ней пальцами. – Они напекли хлеба в дорогу.
– А то я не догадался! – желчно вставил Инда.
– Это не деревенский дом, это дом зажиточного человека. Даже если построен полтысячи лет назад. Остеклённые окна – сейчас это непозволительная роскошь, но и тогда не было обыденным. Печь отапливает все пять комнат, сложный дымоход, плита… В деревенском доме обычно одна тёплая комната, где живёт вся семья. В те времена скот держали с людьми под одной крышей – из-за морозов. А здесь хлева нет, конюшня стоит отдельно.
Красен вдруг замер и замолчал.
– Что вы там увидели?
Инда забыл о своей клятве самому себе – не вставать со стула – и подошёл к двери в комнату, куда глядел Красен.
– Что вас так удивило?
– Солнечные камни. Вы видите?
Инда не очень удивился тому, что в доме чудотвора есть солнечные камни, но, наверное, Красен всё ещё не мог поверить, что тут в самом деле когда-то жил Айда Очен.
– Конечно вижу. – Инда подвинул его в сторону и подошёл к богатому письменному столу, совершенно не подходящему для деревенского дома, пусть и богатого.
Жёлтый свет едва не ослепил его в сумраке комнаты с низким потолком и маленькими окошками, мутное зеркало отразило его прямо в глаза, и Инда погасил солнечные камни. Нет, это было бы слишком прозаично – лучше зажечь свечи.
На столе рядом с тремя увесистыми папками лежало богатое огниво в форме молотобойца, и Инда попытался добыть огонь прадедовским способом, однако у него ничего не вышло. Красен, подошедший сзади, улыбнулся, забрал у Инды огниво и ловко раздул трут – наверное, делал это каждый день.
Инда уселся в кресло – простое, деревянное, с высокой прямой спинкой – и прикрыл глаза. Происходящее вдруг представилось ему ритуалом, священнодействием. Свечи отразились в зеркале, освещая стол трепещущим пламенем, и Инда раскрыл лежавшую перед ним папку – торжественно, в соответствии с ритуалом.
И тут же увидел записку – почерк невозможно было не узнать, хотя расчёт сказочника был нацарапан карандашом, а записка написана гусиным пером и чернилами.
Графологи уже изучили этот почерк: крупный, округлый, очень правильный – как у школьника, и с сильным нажимом (так что несколько раз ломался карандаш).
«Инда, это копии, сделанные мной с дневников Айды Очена. Подлинники лежат в книгохранилище замка Сизого Нетопыря, и я не думаю, что чудотворам имеет смысл доставать их оттуда любой ценой. Клянусь, что не менял ни одной буквы, тем более что почерк у Чудотвора-Спасителя был превосходным».
Инда усмехнулся про себя, перевернул страницу и обомлел, пробежав глазами следующую…
Из дневников Айды Очена (перевод и примечания Инды Хладана, август 427 года от н.э.с.)
Май 75 года до н.э.с.
Доклад, составленный для Славленской школы экстатических практик
Изучение дневников отшельника по прозвищу За́ур натолкнуло меня на любопытные размышления. Вряд ли кто-нибудь столь тщательно изучил эти бесценные бумаги, как я, и вряд ли у кого-то имеется столь точный список с этих документов. Человек, именующий себя Зауром, для своего времени был хорошо образован, владел несколькими языками (о чем говорит и выбранное им прозвище, напоминающее эланское «ящерица»), имел представление об основах логики, математики и астрономии.
Сам же себя он именовал философом, но в те времена, когда он удалился от людей, любого ученого называли философом, употребляя это слово в его первоначальном значении. Дневники Заура построены в форме диалога человека со змеем, из чего многие делают неверные выводы о том, что Заур якобы знал змеиный язык или змей говорил человеческим голосом.
Змеиного языка не существует и не может существовать, ибо змеи не имеют ни потребности в символьной передаче информации, ни аппарата, позволяющего передавать эти символы в виде звуков, а тем более не могут говорить на человеческом языке. (Здесь и далее: это вольный перевод, наиболее точно отражающий мысль Айды Очена в ущерб стилистике. – И. Х.)
Так же неверными я полагаю выводы о том, что змей является мыслящим, подобно человеку, существом. Мой многолетний опыт изучения змеев говорит об обратном: это столь скудоумные существа, что они не вырабатывают и самых примитивных навыков, как это делают собаки или лошади.
Общепринятое мнение о времени рождения отшельника я также считаю ошибочным, ибо язык, которым написаны первые дневниковые записи, слишком отличается от стиля его предполагаемых современников, зато близок к стилистике времен Полинея Эланского, что на двести – двести пятьдесят лет раньше.
Складывая между собой множество противоречивых данных, я нашел только одно решение, которое увязывает их между собой и делает непротиворечивыми. Мои рассуждения изложены в отдельном трактате под названием «Подробное исследование дневников отшельника по имени Заур, имевшего длительные сношения с чудовищем Исподнего мира, и невероятные выводы этого исследования, которые могут положить начало новому направлению мистицизма как точной науки».
В трактате воедино собраны все факты и логические цепочки моих рассуждений, здесь же я приведу лишь сделанные мною невероятные выводы.
1. Заур не разговаривал со змеем, он и был этим самым змеем. Верней, мог превращаться в змея, когда ему заблагорассудится.
2. Несмотря на то, что змеи – скудоумные существа, неспособные мыслить, они могут видеть, слышать и ощущать, а также запоминать увиденное и услышанное. Более того, чувственный мир змея отличается от мира, в котором живет человек (что и отражено в дневниках), змей по-другому воспринимает время и пространство. Превращаясь в змея, Заур наблюдал и запоминал, а возвращаясь в человеческий облик, осмысливал и записывал увиденное.
3. Вместе со способностью к превращению он, по всей видимости, обрел и долголетие (общая продолжительность ведения им дневниковых записей составила не менее 350 лет).
4. Я утверждаю, что Заур не был отшельником, ибо на протяжении этих 350 лет хорошо разбирался в политической ситуации, имел самые современные знания на момент совершения той или иной записи, а главное – со временем менялся его язык. Если бы он жил в уединении, все это было бы невозможно. Однако он скрывал от людей свою способность к превращению в змея, иначе об этом остались бы хоть какие-то письменные свидетельства.
5. Исподний мир знает множество примеров превращения людей в змеев, но нигде и никогда не упоминается обратное превращение. А это значит, что случай такого обратного превращения единичен, если не сказать – уникален.
Я проанализировал опыт Исподнего мира и выяснил, что среди одиночек, убивших змея, не было ни одного образованного человека: как правило, это были люди, стоявшие на самой низкой ступени развития личности и ведшие первобытный образ жизни. И я делаю ещё один смелый вывод: речь идет о личности, способной сохранить себя силой своего ума и знания.
Выводы, сделанные мной о способностях змеев, также заслуживают самого пристального внимания. Они изложены в трактате «Способности и возможности чудовищ Исподнего мира, их органы чувств, восприятие действительности, проникновение в пространства и преодоление времени, изученные на основе анализа дневников человека по имени Заур, оставившего об этом наиболее ценные сведения».
И главная способность змеев – предвидение. На основании приблизительного определения времени той или иной дневниковой записи Заура я выявил не менее двадцати трех случаев точного предсказания исторических событий (в том числе приход к власти клана мрачунов).
Можно предполагать, что Зауром были предсказаны и другие события, не столь удаленные по времени от ориентировочной датировки записей, и неточность датировки не позволяет сделать эти предположения истинными.
Появление солнечных камней также было предсказано Зауром, и теперь все могут убедиться в его правоте. На основании этого я бы предложил всерьез рассматривать пророчество о свержении клана мрачунов, которое большинство ученых трактуют как сказку или иносказание.