3425 год таянья глубоких льдов (381 теплый год), 8-й день бездорожного месяца
— Хорк, часовня стоит на живой земле. Ты заметил?
Ничего такого Хорк не заметил. Часовня в отсутствии священниц не будила в нем тех теплых чувств, которые он обычно испытывал, переступая порог собора. Ночь была лунной, и Триликая будто смотрела внутрь сквозь узкое окно — молочно-белые лучи падали на каменную кладку колодца.
— Смотри-ка ты, а тут не обошлось без ученых звездочетов… — пробормотал колдун, оглядевшись. И задвинул засов изнутри.
— Почему ты так думаешь? — спросил Хорк.
— Потому что с какой бы стороны ни светила луна, окна сделаны с таким расчетом, что один из лучей обязательно пройдет через центр — осветит колодец. Можно сказать, сакральная геометрия… Днем я этого не заметил.
— Ты был здесь? — удивился Хорк.
— Да, пока ты парился в бане. Коренной маг показывал мне метрические книги.
Голоса в часовне звучали гулко и почему-то торжественно, в глубине колодца еле слышно журчала вода. Глаза привыкли к полумраку, и Хорк разглядел роспись на стенах — нежную, чуть светившуюся в темноте. Колдун тем временем подошел к вратам жертвенника и, по всей видимости, собирался их раскрыть.
— Ты куда? — спросил Хорк удивленно.
— Я думаю, спуск в крипту именно там.
— Мужчине нельзя заходить в жертвенник… — пробормотал Хорк.
— С чего бы?
— Ну… Это как без разрешения войти в женскую спальню…
— Я постучусь.
— Туда не заходят даже коренные маги. Понимаешь, мужчина нечист по своей природе, потому его присутствие оскверняет жертвенник.
— Я сегодня мылся в бане. Там, правда, было не очень жарко…
Колдун в самом деле постучал в створку врат.
— Смеяться над чужими святынями — не самый добрый поступок… — проворчал Хорк.
— Как ты догадался, что я смеюсь? Но в самом деле, не рыть же мне подкоп под фундаментом, чтобы пролезть в крипту?
— А нам непременно надо попасть в крипту?
— А зачем мы тогда пришли сюда в столь поздний час? — Колдун решительно распахнул врата и шагнул к жертвеннику. — Хорк, заходи, не стесняйся, тут никого нет…
Хорк раздумывал некоторое время и вспомнил: никто не говорил, что мужчинам нельзя заходить в жертвенник, им запрещено на него смотреть. И если пройти через жертвенник к спуску с закрытыми глазами, то ничего страшного не произойдет.
Он зажмурился, шагнул внутрь, на третьем шаге обо что-то споткнулся и открыл глаза — не нарочно, только чтобы взглянуть под ноги.
И закрыть их больше не смог — такая красота была вокруг! Рисунки на стенах светились сами собой, так же как и многочисленные, наполненные прозрачным веществом стеклянные сосуды, которые казались висящими в воздухе. Свет отражался во множестве зеркал, раздвигая пространство до бесконечности…
— О, боги… — выговорил Хорк. — Это настоящее волшебство…
— Никакого волшебства, — ответил колдун. — Это фосфор. В таких количествах он ядовит. А вот и лестница…
Лесенка была узкой и крутой, больше похожей на лаз, да еще и со ступенями разной высоты — ничего не стоило оступиться. Пришлось остановиться и чиркнуть спичиной.
— Ну вот, а я только хотел поразить тебя амберной магией, — огорчился колдун. — И не жалко тебе спичин? У меня сердце кровью обливается, когда ты их зажигаешь…
— Спичины стоят совсем недорого, их можно не жалеть. И это удобней, чем щелкать огнивом.
В крипте был земляной пол и низкий потолок, державшийся четырьмя столпами, под его сводами Хорку приходилось нагибаться, и когда спичина погасла, он немного растерялся. Тем более что там было абсолютно темно, как в любом подземелье.
Вот тут-то колдун и зажег свой амберный фонарь! После темноты его свет показался ярче солнечного и, конечно, со светом огня сравниться не мог. Каждый уголок крипты стал виден, будто днем!
— Ого! — воскликнул Хорк. — И почему ты не пользовался им раньше? С таким светом можно ехать и ночью, необязательно останавливаться на закате!
Здесь голоса звучали глухо, будто стены, как вата, вбирали звуки в себя.
— Увы, амберная магия — это не колдовство. Чтобы ехать с фонарем всю ночь, нужно везти с собой десяток банок-накопителей. На телеге. Я и одну-то притащил сюда с трудом, она с полпуда весит. Попробуй…
Хорк взялся за ручку, приделанную к небольшому с виду коробу, в котором колдун нес свой фонарь.
— Да уж… Она что, из золота?
— Нет, из свинца.
— У тебя в доме свет был не таким ярким… — вспомнил Хорк.
— Во-первых, это тебе кажется. В темноте. Во-вторых, в этом фонаре стоит отражатель, он собирает и направляет пучок света. Потом покажу, сейчас в него лучше не заглядывать.
Колдун посветил на стены, сложенные из кирпича, не удовлетворился беглым осмотром и прошел по всему периметру крипты, разглядывая кладку и даже постукивая по ней кое-где прихваченным с собой молотком.
— Не вижу… — сказал он, закончив осмотр стен и перешел к осмотру столпов.
— Что ты ищешь? — спросил Хорк.
— Более позднюю кладку.
— Спросил бы меня, — Хорк пожал плечами. — Вон она, в основании колодца.
Едва колдун включил свой амберный фонарь, Хорк сразу обратил внимание на правильной формы прямоугольник в кладке колодца: ледниковые камни были такими же, как вокруг, а раствор — гораздо светлей.
— А ты глазастый! — обрадовался колдун. — Но я все же рассчитывал на кирпич… Ледниковый камень молотком не прошибешь…
— А его надо пробить молотком?
— Ну да…
— Дай молоток, — попросил Хорк. — Камень, конечно, не прошибешь…
— Э… Хорк, тут надо бы осторожно… — замялся колдун. — Чтобы не повредить того, что внутри.
— Хорошо, я буду осторожен.
Камень, конечно, не прошибешь, но раствор обычно рассыпается раньше камней. Хорк подумал немного и обернул молоток полой плаща — не был уверен, что звук удара железом по камню не разнесется на всю Клопицу.
— Погоди, не порти плащ, — остановил его колдун. — У меня есть кусок кожи.
Через несколько минут Хорк вытащил из кладки первый ледниковый камень, дальше дело пошло быстрей и легче. Колдун не ошибся, за рядом камней в стене колодца была пустота. Но когда в отверстие попал свет амберного фонаря, Хорк отступил на шаг и едва не выронил молоток…
— Я так и знал… — пробормотал заглянувший внутрь колдун. — Я ее чуял… То-то меня едва не стошнило, когда я заглянул в колодец…
— Ее? — удивился Хорк.
— Некромагию. Соборной магии хватает не больше чем на три версты. Некромагия посильнее…
Значит, Хорку не привиделось — в кладку колодца было вмуровано тело младенца.
Колдун огляделся по сторонам.
— Тебе не кажется, что на нас кто-то смотрит? — спросил он.
— Кто?.. — упавшим голосом спросил Хорк.
— Откуда мне знать? — усмехнулся колдун и повернул амберный фонарь в сторону лестницы. А потом тщательно осветил каждый уголок крипты, заглянув и за столпы.
— Никого. А кажется, будто кто-то в спину целится…
Хорк хотел сказать, что это мертвое дитя смотрит на них из своей каменной могилки, но не посмел выговорить этого вслух.
— Подержи фонарь, — попросил колдун, а потом без страха сунул руки в отверстие, проделанное Хорком.
— Ты хочешь это… достать?.. — Хорк отступил еще на два шага.
— А что делать? Я думаю, на нем заклятье нетления.
Хорк не смог бы, не посмел тронуть тельце мертвого ребенка, но колдун сделал это вполне спокойно.
— Да подними же фонарь, — бросил он Хорку с раздражением. Должно быть, не так уж он был спокоен…
Хорк поспешил исполнить его просьбу.
— О боги, сущие и мнимые… — ахнул колдун. — Хорк, перестань отворачиваться. Погляди сюда!
Тот поморщился и заставил себя посмотреть на мертвое тельце: оно было совсем крохотным и сморщенным, будто высохшим, с кожей цвета древесной коры, как у старого деда. Младенец был мальчиком.
— Ты видишь? — спросил колдун. — Ты видишь, на кого он похож?
Хорк кивнул, сглотнув набежавшую вязкую слюну.
— На шимору…
— Точно. На шимору. А еще на фрели Ойю, фрову Коиру и йерра Варожа. Такую нижнюю губу ни с чем не перепутаешь. Шимора была сестренкой, а это братишка.
— Ты думаешь, это дитя фровы Коиры? — спросил Хорк.
— Я думаю, это ребенок священницы, которая жила у Катсо. Ну и йерра Варожа. Если, конечно, у фровы Коиры нет еще одного брата. Потому что сестры-священницы у них быть не может. Хорк, подержи его, я погляжу, есть ли там еще что-нибудь…
Хорк отшатнулся, и колдун покачал головой.
— Ну тогда сам посмотри… Не могу же я сунуть его под мышку…
С этим Хорк был согласен и, преодолев себя, посветил фонарем в глубь отверстия — там в самом деле лежал восковой шарик размером с яблоко.
— Есть? — нагнулся к отверстию колдун. — Доставай. Это, без сомнений, некромагия.
В воск были запечатаны две пряди волос — прямых светлых и вьющихся темных.
— Это волосы отца и матери. Пожалуй, мы не будем портить жизнь людям из Сумнуо и Череповичей, а потому возьмем только часть этого артефакта. Отрежь кусочек, а?
Хорк не без колебаний исполнил его просьбу. Колдун поглядел на отрезанный кусок.
— Светлая прядь гораздо длинней. Темные волосы, скорей всего, принадлежат отцу, а не матери. Но это, конечно, домысел. Все это домыслы… Погляди, больше ничего там нет?
Хорк снова посветил внутрь и покачал головой.
— А зачем нужны волосы отца и матери? — спросил он, осмелившись.
— Это что-то вроде залога живых мертвому. Оставленные здесь пряди делают родителей уязвимыми перед мертвым, если что-то пойдет не так. И меня это, кстати, сильно смущает. Если волосы отца отданы в залог, почему упырь до него не добрался? Может, вовсе не отец ребенка виновен в смерти Катсо?
Перед тем как вернуть на место тело младенца, колдун осмотрел его со всех сторон.
— Эх… А я все еще надеялся… — он поморщился.
— На что?
— На то, что мальчики, рожденные священницами, умирают сами по себе, по своей природной сути. Увы, не ради спасения ребенка эта священница рожала здесь в тайне от всех… У младенца сломана шея. Может, душили и не рассчитали силу. А может, так и задумывалось.
— Ты… уверен?.. — тихо спросил Хорк.
— Увы.
— Священница не могла такого сделать. Женщина вообще не может убить младенца. Если ты прав, тогда это сделал его отец.
— Хорк, вообще-то матери иногда это делают. Особенно безмужние, которым нечем кормить дитя. Я не говорю, что это нормально для матерей, но такое бывает, поверь мне. А священницы, видишь ли, не совсем женщины… Не совсем матери. Я допускаю, что йерр Варож знает кое-что о некромагии, но вряд ли владеет заклятьем нетления — это дело коренных магов. Неужели здешний коренной маг принимал в этом участие? Впрочем, они могли вызвать другого, доверенного коренного мага…
— А высокие маги? — спросил Хорк. Убийство младенцев — это дело Рогатого бога, священница не может служить Рогатому. — Йерр Варож связан с высокими магами…
— Дяденька не стал бы убивать ребеночка… — неожиданно раздалось из темноты — амберный фонарь был повернут в сторону от спуска в крипту.
У колдуна опустились плечи… Хорк непроизвольно повернулся на голос — вместе с фонарем. У столпа стояла фрели Ойя, державшая в руках сафьяновые сапожки.
— Фрели Ойя, я же запер двери изнутри… — пробормотал колдун, продолжая держать младенца в руках.
— Много надо ума, чтобы отодвинуть засов, который задвинули изнутри… — криво усмехнулась она. — А йерр Хорк так стучал молотком, что ничего вокруг не слышал.
— Тебе вовсе незачем смотреть на мертвых детей, — строго сказал колдун.
— Но я же не испугалась шиморы… — возразила та.
— Шиморы — в общем забавные существа, хотя многие считают иначе. Они… в какой-то степени живые. Они — суть утверждение жизни. Этот младенец — суть смерть, а некромагия — работа его смерти. К тому же ты просто не поняла, кем тебе приходится шимора.
— Я про шимору потом догадалась. Что это у матушки ребеночек умер во чреве… Потому она тогда без чувств упала. Но все равно зря дяденька велел ее унести — она, может, с нами хотела жить, сестренкой мне была… И Кленового Базилевса любила, а он ушел ее искать и погиб…
Она вдруг всхлипнула.
— Думаю, ты сама не представляешь, какое это тяжелое для тебя испытание — оказаться здесь. Но могу тебя хоть чуть-чуть утешить: Кленовый Базилевс не погиб, он благополучно добрался до моего дома вслед за своей подружкой. Там вместе с нею и остался.
Ойя покивала, продолжая всхлипывать. И вряд ли она плакала над горькой судьбой Кленового Базилевса.
— Почему ты думаешь, что это ребеночек дяденьки? — спросила она сквозь слезы.
— А у твоей матушки есть еще братья или сестры?
Она покачала головой.
— Надень сапоги, — вздохнул колдун. — Земля холодная.
— Дяденька не мог убить ребеночка. И высоких магов не стал бы звать, чтобы его убить, — повторила фрели и шмыгнула носом.
— Мы не будем выяснять, кто убил ребенка. Да и нет никакой разницы, кто это сделал: отец или мать, — постановил колдун. — Но вряд ли слухи о Катсо по селу пустила священница.
Он бережно положил ребенка обратно в каменную могилу.
— И как мы теперь заделаем дыру? — спросил Хорк.
— Никак, — ответил колдун. — Положим на место камни. Коренной маг здесь не бывает, а священницы… Даже не знаю, стоит ли любой ценой прикрывать от них мать этого младенца… Я не против любви в целом — любись, с кем тебе нравится. К тому же йерр Варож мужчина интересный. Но зачем избавляться от последствий любви таким неестественным для людей способом?
— Неестественным? — переспросил Хорк с возмущением. — Ты называешь убийство ребенка всего лишь неестественным?
— Не придирайся к словам. И вообще, пойдем отсюда. Меня в самом деле тошнит от некромагии.
И только он это сказал, как над головой послышались чьи-то торопливые шаги, а вслед за ними — негромкий хлопок двери.
— Ну вот, я же говорил, что кто-то на нас смотрит… — сказал колдун, поглядев в потолок.
* * *
В первый раз смерть позвала девочку, умершую за закрытой дверью, именно здесь, в этом старом доме на убитой земле. Черной змеей скользнула меж надгробных камней, блеснула тускло чешуей в лунном свете и притаилась под тенью часовни. У нее были костлявые руки. И пальцы, похожие на паучьи лапы. Быстрые и цепкие.
Смерть позвала девочку, и та пошла на зов. К невысокой кладбищенской ограде, к длинной остроконечной тени, которую часовня отбрасывала на тропинку, вившуюся между могил. Желтая луна светила девочке в лицо, и она не увидела костлявых рук, что потянулись к подолу ее белой рубахи. Не почувствовала прикосновения цепких пальцев, скользнувших по ее телу. Не заметила на своем пути черной гробовой змеи, свернувшейся в клубок… Тот, кто притронется к ядовитой змее, быстро умрет — это известно каждому.
Девочка вернулась в старый дом на убитой земле. И никто не увидел на ее челе метку смерти.
Этот дом помнил ее и любил — и теперь задушит тебя. Протянет руки из зазеркалья и сожмет у тебя на горле. Потому что имя мертвой девочки — Ойя…
* * *
Наитие подсказывало Лахту, что мертвый ребенок вмурован в фундамент Часовни-на-Роднике. И хотя это предположение основывалось на домыслах, и домыслах маловероятных, оно неожиданно для Лахта подтвердилось. Только некромагия могла расширить круг действия часовни на окрестные земли. Совпало время, когда у Катсо «кто-то жил», и время, когда в Череповичах и Сумнуо начала расти трава? И то, и другое вилами писано по воде, достоверность уровня «одна баба сказала». Да, в бане Катсо примерно в то же время кто-то рожал дитя, но «примерно в то же время» — это плюс-минус три года. Потому что возраст нацарапанного на стенке рисунка точней не определить.
Катсо собирался в Котельный собор, о чем сообщил йерру Тулу. Значит, не скрывал своих намерений туда отправиться. И вот как только он туда собрался, так сразу его обвинили в чадоблудии и ослепили. Может, это всего лишь совпадение.
Все факты и домыслы по отдельности были сомнительными, маловероятными и могли иметь какие угодно другие объяснения. Все. Но в целом укладывались в логичную и целостную картину: в доме Катсо священница Котельного собора тайно от всех рожает дитя — ребенка убивают и вмуровывают в фундамент часовни — Катсо собирается в Котельный собор, где может опознать священницу, — его оговаривают и ослепляют.
А вот чего Лахт не должен был предположить, так это отцовства йерра Варожа. А впрочем, почему не должен? Если Иоя, его дочь, умерла (и опять: предположительно дочь и предположительно умерла), то не упырь ли был тому причиной?
Если упырь убил дочь йерра Варожа, то почему не взялся за него самого? Это кратчайшая цепочка родства, если упырь ищет мести. Почему переключился на фрели Ойю, двоюродную сестру и племянницу? Даже если Варож оказался для упыря недосягаем, Ойя не самая близкая родственница ни ему, ни его дочери.
Ответ, который наитие предлагало Лахту, тот отверг с негодованием. Потому что он тоже основывался на домыслах, а не на фактах. И был совершенно невероятным.
Кухарка ворчала, что к завтраку гости Клопицкой мызы вышли на два часа позже, чем она рассчитывала. Лахт перед нею извинился, а Хорк посоветовал в другой раз выяснять, когда гости собираются позавтракать, и готовить завтрак к назначенному сроку, а не на два часа раньше него. Да, из него вышел бы отличный морской дядька…
Фрели сидела за столом, надув губы (отчего ее принадлежность к Луговому семейству еще сильней бросалось в глаза). И все домыслы Лахта насчет йерра Варожа были пустыми перед ее надутыми губами — не домыслы, а доказательства требовались ей, чтобы поверить в виновность «дяденьки».
— А что грозит священнице за любовь на стороне? — спросил Хорк, обеспокоенный надутыми губами невесты.
— Я плохо представляю себе внутренний устав Собора, — ответил Лахт. — Но, думаю, священницы подчиняются в этом жестким правилам. Скорей всего, их отправляют на послушание в какие-нибудь дикие земли, где требуется проповедь Триликой, а служить там никто не хочет. Куда-нибудь к лаплянам, например.
— А тому, кто соблазнил священницу? — продолжал расспрашивать Хорк.
— Раз священницы рожают детей только от высоких магов, или должны рожать только от них, думаю, у соблазнителя тоже будут неприятности. Но стоит ли во избежание убивать собственное дитя, я не знаю.
Вопросы Хорка снова разбудили проклятое, успевшее надоесть наитие: дитя убили не во избежание неприятностей или опасаясь ссылки в лаплянские земли. Дитя убили в соответствии с принятыми соборными правилами: оставлять в живых только родившихся девочек. Может быть, священница была неправа, забеременев от йерра Варожа, но с ребенком она поступила так, как ей до́лжно было с ним поступить.
Не собственное дитя было убито во избежание неприятностей, а ослеплен смерд Катсо, который собрался своими глазами поглядеть на чудеса священниц из Котельного собора. А что могло случиться, если бы он узнал в священнице свою гостью? Ну узнал бы и узнал. И даже если, как крепко знающий человек, догадался бы о некромагии, что с того? Лахт тоже догадался. Не бежать же теперь по городам и весям с криком: священницы убивают новорожденных сыновей! Во-первых, никто не поверит. Во-вторых, если и поверит, то не откажется от нескончаемых свечей и прочей пользы, даруемой Триликой.
— Хорк, а не спросить ли нам об этом коренного мага? К тому же я все-таки хочу поговорить с его занятой дочкой.
Словоохотливый коренной маг обрадовался гостям, снова выставил на стол самовар, дочери же его не было дома: она только что ушла к лавочнику, а зачем — о том коренной маг не имел понятия. Лахт же не сомневался: пойти в лавку она решила, увидев в окно приближение гостей. И, понятно, не вернется, пока гости не уйдут.
— Сдается мне, твоя дочь меня избегает… — проворчал Лахт, усаживаясь за стол. — Ты ей отец или кто? Вот вернется от лавочника, приведи ее к нам на мызу. Ничего дурного мы ей не сделаем, и даже наоборот: Хорк ей заплатит, если она честно ответит на наши вопросы. Правда, Хорк?
— Конечно! — подтвердил тот. — Не сомневайся, я хорошо заплачу.
Серебро иногда творит чудеса, и существование коренной магии — лучшее тому подтверждение.
— За косу приволоку! — с готовностью ответил коренной маг.
Лахт вернул взятую давеча карту, поговорил о видах на урожай и заодно рассказал, что в Сумнуо и Череповичах с некоторых пор растет трава. Коренной маг не отрицал, что Часовня-на-Роднике уже давно не трехверстка.
— Это родник, — пояснил он. — Место силы.
Не лгал, искренне верил в силу родника. И некромагии не чуял.
— А что ж на карте его действие не отмечено?
— Ну… Тут такое дело… — замялся коренной маг. — Родник не сразу стал силу отдавать, много лет прошло. А если объявить часовню семиверстовой, так людям сразу другие налоги платить придется, и с меня больше дохода потребуют… А ну как он сегодня отдает силу, а назавтра перестанет?
Лахт посмотрел на мага со значением: давно хотел узнать тайну изготовления нескончаемых свечей, которую коренные маги ревностно хранили от ученых химиков высшей школы Великого города. Но увы — на этот раз пришлось выведывать другие тайны Собора.
— А что Катсо, в самом деле собирался идти в город Священного Камня? — спросил Лахт.
— Да, было такое, — вздохнул коренной маг. — На яблочный праздник. В Котельном соборе яблочный праздник — главный в году, в этот день Триликая явилась будущей Старшей Матери, кинула ей под ноги яблоко и велела за ним идти, пока оно не остановится. На том месте булгаре в своих казанах, в котлах по-нашему, варили смолу для корабельщиков, потому собор и прозвали Котельным.
— И что за чудеса там творят на яблочный праздник?
— Ты не знаешь? — удивился Хорк. — Всю ночь над Новой рекой светятся лисьи огни! Такое чудо я видел только в северных морях, когда ходил по ним с китобоями. На него в город Священного Камня приходят посмотреть люди из самых разных земель.
— Ну вот, а я-то думал, священницы воду в вино превращают… — вздохнул Лахт. Он видел лисьи огни в землях лаплян… Это сильная, очень сильная магия — лисьи огни в городе Священного Камня…
— Яблочное вино в эту ночь продают на каждом углу, и совсем недорого, — пояснил Хорк.
— И можжевеловку, небось? И коренную магию?
— Ну да…
И никому не приходит в голову, что явленное чудо приносит Собору сумасшедший доход.
— Вообще-то лапляне опасаются лисьих огней, а они в этом понимают больше нашего… — пробормотал Лахт.
— Все лапляне — прислужники Рогатого, — объяснил Хорк. — Потому и боятся лисьих огней.
— Но желание Катсо увидеть лисьи огни над Новой рекой — интересный штрих к его характеру, — продолжил Лахт, пропустив пояснения Хорка мимо ушей.
— Душа простых людей тянется к чудесам, и красоту простой человек видит и понимает не хуже нас с вами, — ответил коренной маг. — Здесь, в Клопице, в каждом доме держат прозрачную нескончаемую свечу, из самых дорогих. Обычно ее зажигают по праздникам на несколько минут, только чтобы полюбоваться красотой ее свечения. А ведь прозрачные свечи в несколько раз дороже обычных.
Лахта так и подмывало спросить, в чем состоит разница изготовления прозрачных и обычных нескончаемых свечей, но раньше стоило все же выяснить другие соборные тайны…
— Ты не знаешь, у Катсо в доме правда кто-то жил незадолго до его смерти?
— Ходили такие слухи. Не так уж незадолго — за год примерно. Все решили, что Катсо привел в дом хозяйку и по скрытности своей не хочет, чтобы об этом прознали соседи. Кто его разберет, не хотел перед богами и людьми женой ее признать, вот и скрывал. Пожили немного и разошлись в разные стороны — не срослось, не слюбилось. Я говорил уже: здесь люди только думают, что поклоняются Триликой, на самом же деле живут, как им удобно, и ее запреты всерьез не принимают.
— А Триликая запрещает мужчине жить с женщиной? — Лахт сделал вид, что удивлен.
— Нет, Триликая требует скреплять такие союзы узами брака. И я не вижу в этом дурного, так было испокон веков: именно прилюдное признание пары мужем и женой, взаимные обязательства, ответственность друг перед другом и, главное, перед детьми, рожденными в семейном союзе. А то, понимаешь, полюбился ночь-другую и усвистел, поминай как звали. А кто детей кормить будет? У меня четыре дочери, и Триликая на их стороне. А строгость ее к девам им же на пользу.
— Но ведь священницы не связывают себя узами брака. И, насколько я понимаю, могут любиться, с кем пожелают. Хороший ли это девам пример?
— Что ты! Что ты! — замахал руками коренной маг. — Дочерям положено соблюдать себя до совершеннолетия, а сестры вступают в связь только с высокими магами и только ради зачатья новой священницы!
— Ой ли? — подначил Лахт. — Что-то мне не верится, что молодые красивые дочери не находят утех на стороне…
— По соборному уставу потерявшая девственность дочь предается мучительной смерти — высокие маги медленно превращают ее в лед. И обязательно на глазах других дочерей: те, кто видели казнь подруги, вряд ли осмелятся нарушить запрет.
— К чему такая жестокость? За столь ничтожное отступление от устава — и мучительная смерть?
— Не скажи, это не такое уж ничтожное отступление от устава. Ты что-нибудь слышал о телегонии?
— Ученые лекари считают, что это полная ерунда… — ответил Лахт.
— Не знаю, что там думают себе ученые лекари, но любой опытный псарь знает, что сука, погулявшая на уличной собачьей свадьбе, никогда не родит чистопородных щенков, каких хороших кобелей ты ей после ни выбирай. Неправильно, конечно, сравнивать священниц с собаками, но, говорят, что дочь, потерявшая девственность на стороне, никогда не сможет родить будущую священницу. Потому к сестрам устав милосердней — их за любовь на стороне всего лишь ссылают на послушание.
— А если дочь соблазнит высокий маг?
— Таких тонкостей я не знаю, но сомневаюсь, что высоким магам это нужно.
— Хорошо, а соблазнитель? Он остается безнаказанным?
— Об этом соборный устав ничего не говорит, но ходят слухи, что высокие маги обязательно найдут его и убьют. Ради справедливости и в назидание другим.
При таком раскладе Катсо следовало убить сразу, не дожидаясь, когда он соберется пойти в Котельный собор. Если гостившая у него священница была дочерью.