«Прошлое не всегда тянет назад. В нем рассыпаны немногочисленные, но мощные пружины, которые, распрямляясь, толкают нас в будущее» (Мисима Юкио)
_________________
По знакомой дороге и идти получается быстрее, что уж говорить о поездке на колёснике. Решил сегодня его использовать. После основательного завтрака и подробного рассказа Элиссе об увиденном и услышанном мной вчера в цирке, я вынес технику и проехал на ней кругов пять вокруг дома Ломастеров. Так сказать, проверил силы и возможности. Даже с поворотами дело у меня намного лучше пошло. В целом результатом остался доволен. Если бы не перехватил четыре часа сна, уже бы с ног валился, а так – терпимо. Следы вчерашнего дождя уже высохли, в просветах между облаками изредка показывается местное светило, а воздух ещё не успел пропитаться гарью и копотью из многочисленных труб.
Хотел ещё до Элиана сходить, посмотреть, как там у него дела, но Элисса попросила о помощи по хозяйству. За несколько ходок перенёс в дом продукты, доставленные прямо к порогу. Как понял, соседи из следующего по улице дома своих слуг отправляют за покупками в одно и то же время, а Ломастеры к этому времени готовят список и передают им же. Видимо, как-то потом рассчитываются за всё вместе, либо заранее вносят какую-то сумму. Самого Астера я вообще за всё утро ни разу не увидел, только по звукам из мастерской и понял, что он тоже в доме и делом занят. Ну да ладно, не моя забота. Тем более, за всеми хлопотами и моё «возвращение» подошло.
Для экономии времени я не стал подниматься в комнату, просто предупредил, что «исчезну» из закутка под лестницей. Там же оставил вещи. А как материализовался, сразу за задание принялся.
В сумке, помимо табличек с текстами и принадлежностей курьерского ремесла, лежит конверт с письмом от Элиссы, перемотанный бечёвкой свёрток, деньги и, конечно, хитрый замок с цепью, чтобы мой колёсник никто не умыкнул. По поводу денег так и сказано – для удобного счёта все монеты положила одинаковые, в письме предварительная цена указана, но сколько получатель скажет, на столько и соглашайся, округляй в большую сторону. По поводу замка с цепью меня опять же ожидал словесный инструктаж. Чуть ли не пошаговый. Будто бы я без него обязательно оставлю вверенную технику посреди двора безо всякого присмотра, мол, люди добрые, сами мы неумные, а колёсник нам тем более не нужен, забирайте, кто хотите. Но кто я такой, чтобы спорить. Вежливо покивал Элиссе — и за ворота.
Теперь вот мчу к мастерской Ульфиона Жюстего. Дорога-то практически по прямой идёт, на всём пути лишь два поворота. Народу на улицах хватает, транспорта тоже, но движение хорошо организовано. По сути – двухполосное оно. И медленное – от перекрестка до перекрёстка никто не успевает набрать большую скорость.
На это я ещё в прошлую поездку внимание обратил. А сейчас специально притормозил перед поворотом, во все глаза смотрю: светофоры тут по центру перекрестка на тросах висят и лишь с одним огоньком. Если погас – стой и жди. Если светит огоньком на одной из сторон – тот транспорт, к которому обращён, может двигаться. Причём, хоть ехать в любую из трёх сторон, хоть разворачиваться обратно. Это свечение проходит по всем четырём окошкам по очереди, по часовой стрелке. А как замигало во все стороны – время для пешеходов. М-да, как же всё-таки у меня повышается внимательность, когда ситуация экстренная – я благополучно умудрился никого не задеть и никого не сбить.
Останавливаюсь под нужной вывеской, рукой с конвертом маячу привратнику, тот подзывает, смотрит документы, пропускает.
Усматриваю за воротами небольшую колёсниковую стоянку и направляюсь туда, в прошлый-то раз она мне не потребовалась. Чтобы не закрыть никому выезд, пристраиваю свою технику с самого края, протягиваю цепь через колесо, заматываю вокруг рамы и пропускаю сквозь приваренное к остову стоянки кольцо. Затем защёлкиваю замок а ключ кладу во внутренний карман сумки.
На шорох, скрежет и постукивания из основного производственного цеха, как и раньше, особо не отвлекаюсь. Сразу иду в цех готовой продукции, он же выставочно-магазинный. В нём я уже побывал в прошлый раз. Разные по размеру статуи из гипса и из бронзы вольготно расположились вдоль стен, в полумраке взирают со стеллажей каждая в свою сторону. Похоже, со вчерашнего дня их стало даже больше… или не стало.
И было бы, конечно, криповее, будь они все повёрнуты в сторону входа, чтобы пялиться глазницами на меня. Уж очень реалистично сделаны. Подать что ли кому такую идею, шутки ради? Вздрагиваю, заметив движение – а это всего лишь продавец поднимается со стула мне навстречу. А в прошлый раз я ведь тоже точно так же вздрогнул. Показываю сотруднику конверт.
— Хозяин на месте, проходите в кабинет, — привычно указывает продавец рукой.
Иду, отмахиваясь от ассоциаций с «Днём сурка» и с типичным поведением неписей в ролёвке. Ну да, мужичок-то в магазине работает один и тот же, стул стоит в одном и том же углу, одежда форменная, а фраза уже в зубах навязла, вот он и повторяет её с одинаковой интонацией.
Топаю в указанную сторону. Стучу в дверь.
— Обождите, – слышится из кабинета ровно так же, как в прошлый раз.
Да вы издеваетесь? Как и вчера, достаю таблички «Здравствуйте. Я – курьер» и «Мне поручили передать конверт лично». Стою, в ус не дую, точнее – изредка сдуваю прядку чёлки. Непривычно с ней. Опять съезжает и обзор в защитных очках перекрывает, даже уже раздумываю, отстричь её в ноль или просто затолкать под бандану. Вспомнил, что вчера эта чёлка меня тоже раздражала…
— Прошу входить.
Ох, не засекал я время, за которое дождался этого ответа, но есть подозрение, что и оно совпало. Захожу, мысленно готовясь к волне запаха, похожего для меня на смесь эвкалипта и кокоса. Кабинет, похоже, насквозь пропах местными аналогами этих растений.
Ульфион в тёмно-зелёном камзоле с коричневыми кожаными подшивками на локтях и по горловине поднимает косматую голову, отвлекаясь от бумаг. Фыркает в усы.
— Внимательно внимаю.
Я выкладываю на стол обе таблички, конверт и курьерскую книжку.
— От Ломастера новое задание? Так ведь ещё прежняя поставка не готова… — произносит Жюстего, и меня, наконец, оставляет это назойливое ощущение дежавю.
Выкладываю на стол табличку «Прочтите имя отправителя, пожалуйста». Рядом выкладываю и увесистый свёрток.
— От Элиссы? Странно, странно, она же не пишет почти никогда, — мужчина ставит роспись и печать в моём документе, вскрывает конверт, пробегает взглядом по строчкам, бормоча под нос. Автопереводчик при такой громкости ничего не улавливает, так что я со скучающим видом глазею по сторонам.
— Ну что ж, в качестве исключения, я могу осмотреть вещицу и, возможно, принять на починку, — сообщает Ульфион, откладывает письмо и разматывает бечёвку.
Обломки из свёртка я узнал. Стараниями рук господина Жюстего они тут же сложились в статуэтку сидящего в кресле мужчины. И так же быстро разложились обратно на ткань. А ведь неплохо всё смотрелось до того, как Элиан расколотил! И хорошую скорость сборки я тоже оценил, пазлы бы товарищу собирать, хоть двухмерные, хоть трёхмерные.
В дверь требовательно стучат.
— Обождите, — отвечает Ульфион и вновь обращается ко мне, — Да, восстановить реально, на предложенную цену я согласен. Нет, даже на две трети це…
— Да некогда «обжидать», батенька! Вы почему завернули новые макеты? – врывается в кабинет практически ульфионова копия, только возрастом помладше. А так – всё те же непослушные космы, хищный нос, черные усы.
— Так вот, я согласен на две трети цены, из уважения к моим давним и, можно сказать, первым «оптовым» клиентам! – демонстративно общается только со мной владелец мастерской.
— И кому это ты цену сбавляешь? И по какой такой причине?
— А я не с тобой разговариваю. И не просил тебя входить.
— Подумаешь… ну так что это за заказ?
— Сущая мелочь. Восстановить разбитую статуэтку.
— Эксклюзив что ли какой?
— Нет, это из партии, года три назад выпущенной.
— Тогда в чём подвох? Что за оптовые клиенты?
— Слишком давняя история. Я только начинал новое дело и впервые участвовал в городской выставке-ярмарке. Ко мне подошла компания из трёх мужчин и двух дам. С Ломастером и Дильмеро я был шапочно знаком и ранее, их жен тоже знал постольку-поскольку, а с Вейлином Игзешесом познакомился позже…
— Не морочь мне голову. Если только начинал – то это минимум лет пятнадцать назад. И с чего бы тебе такие мелочи запоминать вообще?
— А просто так. Речь у них зашла об одном забавном явлении. О дружбе. Что мол, несомненно, она возможна и будет только крепнуть с годами.
— Пф! Это взаимовыгодное сотрудничество только крепнет с годами.
— Ну, так и я им это же сказал. Но романтично настроенные товарищи остались при своём мнении, до каких-то там клятв даже дело дошло. И прикупили на память две статуэтки с симпатичными такими парочками и одну – просто мужичка с деревом. Я и ляпни, что мои изделия такие прочные, что любую дружбу переживут.
— Первый раз эту историю от тебя слышу. И что?
— Ну, было дело, докупали порой взамен разбитого, а мне забавно, слежу, значит. На первом году ещё прикупили дрессировщика с собачками из не особо популярной партии. А года три назад как раз чтеца этого, — указал Ульфион на обломки, — И так как Ломастер с господином Терраном приходил, значит как раз для него статуэтка.
— И что? Тягомотина какая-то. Вот что значит, людям делать больше нечего, как за другими наблюдать. Я ж к тебе по делу!
— Это у тебя даже не дела, а так, делишки.
— Но ведь хорошие деньги предлагают доплатить! – не унимается Жюстего-младший.
— Давай, я сначала предыдущий вопрос решу, а? Курьер, отсчитай оплату, как договорились, а я пару строк госпоже Элиссе черкану.
Киваю в ответ, достаю табличку «Благодарю», остальные, лежавшие на столе, возвращаю в сумку вместе с заполненной книжкой. Пока Ульфион пишет, соображаю, что самой суммы я не услышал, Элисса мне её не говорила, а текст письма от неё я не читал, что логично, не мне же он был предназначен. Мысленно перебираю варианты… и достаю мешочек с деньгами вместе с табличкой «Вы поможете мне?» Указываю на мешочек и на текст письма.
— Ах, да, понимаю, сам отсчитаю.
Еще раз поднимаю табличку «Благодарю», а, получив как раз примерно на две трети похудевший мешочек с деньгами, достаю и табличку «До свидания».
Эту же табличку показываю и младшему Жюстего, раскланиваюсь и ухожу. Ну, как ухожу… Я, конечно, немой свидетель, но не глухой же! Дверь за собой закрыл и делаю несколько шагов на месте со всё более тихим звуком.
— Ты сам-то видел, в этих эскизах что дамы, что кавалеры в нарядах на грани непотребства? – слышится голос Ульфиона.
— А нам какая разница?
— На площади Достижений?! Во время Всемирной Выставки?! Нет уж, увольте. Есть моя часть заказа, и я его сделаю на совесть!
— Я же спрашивал, нам даже с переделкой заготовок помогут. А в верхах задним числом эскизы примут. Уговорят как-нибудь. Ты же всего лишь на одном производстве отольёшь, а на другом обстучишь и отшлифуешь. Ломастер всего лишь устроит, чтобы фигуры двигались и поворачивались. Этот, как его, который с водоканала, всего лишь установит трубы и насосы, воду подведёт, подсветку. Каждый выполнит свою часть работы и всё, готов ваш заказ.
— Не туда ты влезаешь, сынок, не туда. Это не просто система поворотных и движущихся городских фонтанов, это культура! След в истории, если проще сказать. Ориентир для будущих поколений. Мимо внимания Правящих такой номер не пройдёт, а среди них большинство по-прежнему Игзешесы. Ты знаешь, как щепетильно они относятся к традициям и тому подобной чепухе. А мы не считаемся местными, и защиты нам искать не у кого.
— И я о том же. Если ничего не менять, то ничего и не изменится…
Я, может, и послушал бы дольше, да никак. По моим часам – самое время возвращаться в дом Ломастеров. Отхожу осторожно, проношу ступню над полом и аккуратно ставлю, можно сказать «перекатываю» с пяточки на носок. А ближе к цеху готовой продукции иду уже нормально, всё равно вокруг разносится шум от основного производства.
Открываю замок и сматываю цепь на колёсниковой стоянке. Как говорится, «неси меня, железный конь». Возвращаюсь назад тем же путём, каким ехал, даже оба перекрёстка миновал без задержек, мчу прямо «на всех парах», хотя для работы моей техники этот самый пар и не нужен. Но… вот незадача – у ворот дома Ломастеров транспорт какой-то стоит. Проскакиваю мимо, успевая заметить полисменовы шапки на выходящем пассажире и на водителе. «Здрасьте, приехали!» На следующем перекрёстке останавливаюсь, с колёсника слезаю и иду по тротуару влево, качу своего «железного коня» рядом. По сути – обхожу соседский особняк. И очень надеюсь, что подозрений не вызываю. Может же курьер отдыхать от постоянных поездок и идти пешочком, если всё выполнил? Или, например, если колёсник сломался?
Да, скорее похоже на поломку, потому что моё лицо наверняка выдаёт беспокойство, ведь в голове крутится только одна мысль – как теперь быть с маскировкой при перемещениях и что может послужить убежищем?!
0
0